Сочивед

Когда Сочи праздновать «День города»?

21 апреля (по старому стилю) 1838 года был заложен форт «Александрия», названный так в честь супруги императора Николая 1-го императрицы Александры. Но празднования основания будущего города Сочи как ни странно проходили всегда 23 апреля (6 мая по новому стилю) и тому есть немало исторических свидетельств. И в этом вопросе нет никакой ошибки или противоречия, ответ на него скрывается в культурологической или даже скорее религиозной составляющей Российской Империи, а именно в Православии.

Дело в том, что в традициях Российского Православия тех лет, да и сегодня, не менее большое значение отводится празднованию именин – дня небесного покровителя человека – христианина. Именины знатных особ чествовались особо торжественно, в их честь служились обедни, молебны о здравии и совершались различные торжества. Именно 23 апреля (6 мая н/ст) чествуется покровительница императрицы тех лет – святая мученица Александра(303). Можно даже предположить о том, что поскольку форт — поселение в устье реки Сочи–Пста закладывался за 2 дня накануне именин императрицы Александры, то был и назван соответственно её именем, а потому в последующих празднованиях дня посада–города по сложившейся традиции упоминается именно 23, а не 21 апреля (ст/ст).

Так одним из первых инициаторов празднования дня города (с «размахом») 23 апреля/6 мая в канун его 75-летия в 1913 году стал активнейший житель Сочи, литератор, общественный деятель П.А. Россиев. Ранее в 1908 году именно 23 апреля/6 мая Сочи намеревался посетить сухумский епископ Димитрий, по свидетельству одной из газет того времени, с целью совершения божественной службы и торжественного молебна в соборе Архангела Михаила. Следует вспомнить, что и императрица Александра Фёдоровна супруга последнего российского монарха Николая 2-го, также чествовала свои именины 23 апреля (по старому стилю), о чём также существуют заметки. Однако вряд ли ради чествования её именин епископу Димитрию было необходимо отправиться из Сухуми в Сочи в 1908 году, очевидно, что дело было не в этом.

Нужно сказать, что 23 апреля/6 мая это и день памяти особо почитаемого на Кавказе, да и во всём мире, не только христианами, но и иноверцами, святого великомученика Георгия. Этот святой изображён на гербе нашего государства, в день его памяти – 6-го мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции Германии, Георгием Жуковым, кстати сказать. Одним словом образ святого Георгия Победоносца весьма символичен для Сочи как города – посланника мира. Кроме того святой всадник Георгий на коне, пронзающий змея есть символ победы Добра над злом. Однако сегодня сочинцы и гости курорта празднуют «день города» в конце ноября, и приурочены торжества ко дню небесного покровителя Сочи — Архангела Михаила(21 ноября), памятник которому величаво красуется над Курортным проспектом, а храм – собор в его честь, вблизи морского порта, является и духовным, и культурным, и историческим наследием города.

Некоторые жители Сочи спорят и сетуют, насколько соответствует нынешний «день города» его действительности, истории и традициям. Так ли нужно городу на самом деле, праздновать свой день? Тема эта конечно обсуждаема и не однозначна, но в нынешней действительности нет ничего противоестественного традициям Российского государства, впрочем, и не только Российского, праздновать «день города» в канун празднования дня его небесного покровителя. Следует учитывать и тот факт, что со времён своего основания Сочи вырос в географическом плане и вместил в свои территории и форт Святого Духа (Адлер), и бывшие форты Головина и Лазарева. Наверняка у этих нынешних районов, некогда фортов — поселений есть дни своего основания, которые не совпадают и между собой и с днём основания форта Александрия (Центр Сочи), соответственно. И как тут тогда быть? Каждому району праздновать «свой день»? Конечно, нужно знать и любить историю своего города, чтить память предков потрудившихся для его основания, но не стоит при этом быть «буквоедом», ищущим всюду поводы для противоречий и споров. История как статична, в своём прошлом, так и динамична в своём будущем, в ней следует искать более повода для созидания и мира, нежели для споров и распрей. Из истории необходимо выносить уроки для будущего и примеры для воспитания подрастающих поколений. А о праздновании «дня города» важнее было бы задать вопрос «как?», а затем уже «когда?».