Сочивед

Сейды Большого Сочи – неизученные мегалиты Кавказа

Рис.3.1 Сейд №2 в урочище Волчьи ворота

С.н.с. СНИЦ РАН Кизилов А.С.
Главный специалист по историко-культурному наследию ФГБУ «Сочинский национальный парк» Марков Д.Н.

Сокращённая версия.

Исследование и изучение мегалитов Кавказа имеет многолетнюю историю. Наиболее описанным научными работами видом мегалитов являются дольмены Западного Кавказа. Безусловно, что наличие погребальных камер и находившегося в них погребального инвентаря упрощает процесс датировки многих дольменных памятников эпохи бронзы. Гораздо сложнее обстоит ситуация с другими типами мегалитических сооружений – менгирами, кромлехами и подобными им сооружениями. Тем не менее, факт их наличия очевиден и по совокупности материала позволяет определять приблизительные временные рамки их возникновения. Общей чертой мегалитических сооружений является бесспорная привязка их к местам сакрального поклонения. Тем не менее, нам известны и другие типы мегалитов в Европе. Это сейды. Среди доисторических памятников северной Европы (менгиров, петроглифов и лабиринтов) сейды остаются наименее известными и изученными.

За последние несколько лет работниками Сочинского национального парка были обнаружены мегалиты аналогичные мегалитам северной Европы. Если одна из гипотез происхождения сейдов как последствия таяния ледника хоть как-то могла объяснить их возникновение в северных регионах, то на южных склонах Кавказа она неуместна. В урочище Волчьи ворота и на хребте горы Виноградная в Лазаревском районе города Сочи обнаружены два типа сейдов. Сразу хотелось бы указать, что камни, из которых образованы сейды состоят из местного песчаника, но имеют разную геологическую морфологию и фактор их случайного природного образования крайне сомнителен.

На хребте горы Виноградной расположен сейд, представляющий собою глыбу весом более десяти тон и расположенную на плоском многотонном камне (Рис.1.1). Сейд расположен на водоразделе хребта и является наивысшей точкой на данном участке горы. Что немало важно, вблизи него имеется крупные камни с лунками искусственного происхождения (луночные камни). Ниже него в сотне метров и далее расположены группы известных дольменов Виноградного ущелья примыкающего к долине реки Цусквадж – одного из самых насыщенных дольменами участков Большого Сочи. Немало подобного рода сейдов зафиксировано и описано в Карелии (Рис.1.2).

Интересны сейды из урочища Волчьи ворота, которое также является участком большой концентрации дольменов. Сейд №1 в урочище Волчьи ворота (Рис.2.1) — валун эллипсовидной формы весом около трёх тонн, который находится на четырёх небольших камнях-опорах. Вся конструкция в свою очередь покоится на выступающей прямоугольной глыбе, возвышающейся над поверхностью земли более одного метра. Аналогичные конструкции отмечены в Карелии на архипелаге Кузова (Рис.2.2).

Сейд №2 в урочище Волчьи ворота (Рис.3.1) — глыба пирамидальной формы весом также более трёх тонн, который подпирается крупными камнями отличной от него геологической морфологии. Основой является скальный выступ песчаника. Своей тыльной частью сейд также упирается в скальный выступ, что обеспечило его сохранность и устойчивость. По внешнему виду похож на культовый камень, на горе Воттоваара в Карелии (Рис.3.2), где крупный валун покоится на трёх небольших камнях, те же, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне.

Таким образом, сопоставляя характеристики сейдов Сочи и Карелии, можно отметить их очевидную схожесть. Однако, упоминая карельские сейды, необходимо отметить следующее: «несмотря на то, что их этнографические исследования были начаты ещё в 19 веке, количество научных трудов посвящённых теме сейдов можно перечислить по пальцам одной руки. Сейд представляет собой большой (иногда очень большой) валун, поставленный на маленькие камни-подставки, сверху большого валуна иногда положен один или несколько меньших камней, сложенных пирамидкой. В европейской части русского Севера насчитываются тысячи сейдов – ареал их распространения от северных берегов Ладожского и Онежского озёр до Баренцева моря и соответствует ареалу проживания саамов в исторически обозримое время. Сотни сейдов есть в центральной и северной Норвегии, есть они в горах Швеции и тайге Финляндии» 1.

Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия на основании мнения большинства специалистов делает вывод, «что средневековые каменные сооружения в Беломорье – дело рук оседлого, занимающегося морским промыслом населения, т.е. поморов. Не исключается заимствование поморами традиций строительства каменных сооружений у более раннего охотничье-рыболовного населения этой территории Карелии». По данным республиканского центра известно три основных места скопления сейдов и «все они включены в списки объектов культурного наследия Карелии в качестве комплексов древних саамских святилищ, для чего предварительно были произведены обследования этих памятников специалистами-археологами и подготовлены соответствующие заключения» 2.

Сейды как вещественное выражение древнейших верований саамов распространены были в равной мере, как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников 3.

Таким образом, исследования этнографов и археологов подтверждают, что сейды северных широт являются культовыми местами – местами поклонения предкам и духам.

Сравнив северные и сочинские сейды можно сделать однозначные выводы, что и те, и другие расположены в культовых местах, но в отличие от Карелии, никаких археологических раскопок возле сочинских мегалитов не проводилось, что могло бы подтвердить их неоспоримое рукотворное происхождение. Малочисленность подобного рода конструкций на Кавказе легко объясняется высокой сейсмичностью нашего региона в отличие от Кольского полуострова.

Следует отметить, что некоторая часть сейдов конструктивно аналогичны простейшим дольменам Европы. И не исключено, что сейды по своей сути и могут являться предшественниками идеи дольменов.

Безусловно, что временной период создания сейдов Карелии отличается от периода создания дольменов Кавказа, но социальная организация племён строивших дольмены и средневековых саамов мало чем отличается.

Очевидным фактом рукотворности сочинских сейдов является сейд с обработанным основанием, обнаруженный сочинским краеведом Владимиром Владимировичем Снытко (Рис.4)

Рис. 4 Сейд с полкой-сиденьем

В этой связи, нельзя не упомянуть также и о географически близком аналоге с рассматриваемыми каменными глыбами с углублениями-сидениями и находящийся в Кудепсте «Черкесский камень» — в котором выдолблены два сиденья с «подлокотником, по бокам от них – две плоские площадки», за ними – два углубления – «выемки» размерами 1,95 х 0,9 м и 1,35 х 0,75 м) и крупная лунка, а рядом ещё три лунки меньшего размера 4.

Священные камни Большого Сочи отмечены в этнографических исследованиях. «Из почитаемых священных камней на территории Лазаревского района города Сочи сохранился так называемый «Чёрный камень» близ аула Малое Псеушхо. Это отдельно стоящий огромный порфировый останец получивший своё имя за глубокий темно-зелёный цвет. В настоящее время обряды у камня не проводятся, но шапсуги до сих пор считают его священным. Рядом с камнем есть по-прежнему почитаемая «святая могила». Об этом свидетельствуют развешанные на дереве рядом с ней цветные тряпицы. Ещё один священный камень «Мыжеку» — каменная повозка, находится у дороги к аулу Наджиго» 5.

Однако в завершении статьи хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на определённую степень схожести недавно обнаруженных в Сочи «мегалитов-сейдов» с сейдами Карелии и ранее описанными в научной литературе мегалитическими конструкциями Сочи и западной Абхазии, авторы хотели бы отметить существенные различия в конструктивных особенностях мегалитов. Так, например, в отличии от сидений и отшлифованных камней с подлокотниками Кудепстинского культового камня камень-сейд с полкой-сиденьем обнаруженный краеведом В.В. Снытко является не отдельной конструкцией а опорой многотонной глыбы округлой формы, образуя с ним мегалитический комплекс. Малоизученный факт наличия сейдов описанного типа на Кавказе тем более требует акцентирования усилий на сохранение этих уникальных объектов и их дальнейшее исследование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мизин В.Г. «Сейды, мегалиты русской Арктики – контуры полярной мегалитической культуры», 2012
  2. Маркова В.Н., Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия. Официальный интернет портал Республики Карелия, 2011
  3. Волков Н.А. «Магия, фетишизм и анимизм саамов» рукопись из архива МАЭ РАН. 1947 г.
  4. Воронов Ю.Н. «Древности Сочи и его окрестностей». Краснодар,1979. С. 48, 49. Рис. 22
  5. Кудин М.И. «Пережитки язычества у современных шапсугов причерноморья: языческие святилища в современной Шапсугии», 2016