Туапсинский район — центр дольменной культуры Западного Кавказа

Дольмены Туапсинского района известны со второй половины XIX века. В 1871 году Ф.С.Байерн, опубликовал краткое описание и изобразил на рисунке уникальный дольмен из Джубги1. В 1886 году этот дольмен исследовала П.С. Уварова. По близости, ею были обнаружены ещё два интересных разрушенных дольмена, передние плиты которых украшал орнамент изображающий портал над входным отверстием (рис.1.1)2.

1.1 Фасадная плита дольмена в п. Джубга (по П.С. Уваровой)

Исследующая дольмен в Джубге в экспедиция ИИМК РАН впервые в истории кавказской археологии обнаружила на плитах памятника дворика антропоморфные и зооморфные петроглифы (рис.1.2)3.

1.2 Петроглифы на плите дворика в п. Джубга

В урочище Бганомакух, в верховьях реки Псынако есть памятники фасадные плиты, которых украшает орнамент в виде выпуклостей «женских грудей» по определению В.И. Марковина (рис.1.3)4.

1.3 Ложный фасад дольмена в урочище Бганомакух

Фасадная плита дольмена, украшенная необычной орнаментацией, обнаружена мной в урочище 1-я Каштановая щель (рис.1.4).

1.4 Фасадная плита дольмена из 1-й Каштановой щели

Дольмены Туапсинского района изучали выдающийся исследователь древних культур Кавказа В.И. Марковин, известный кавказский краевед, научный сотрудник Туапсинского музея М. К. Тешев, составивший научные паспорта 189 дольменных памятников и совершивший открытие еще одного уникального памятника дольменной культуры – Псынако I5. Им же выделен и новый тип дольменных памятников – комбинированные дольмены, конструкции которых частично высечены в скале, а частично сложены из плит. Такие памятники встречаются только в Туапсинском районе.

Обилие уникальных памятников разных типов позволяет предположить, что являлся важным центром дольменной культуры.

Исследователи, отмечая обширную территорию, занимаемую дольменной культурой (более 20000км2), считают естественным возникновение региональных и хронологических вариантов6 и намечают локальные особенности керамических комплексов7. В.А. Трифонов проводит выделение в составе единой восточно-причерноморской культурной провинции среди прочих культур, старчиковской и очамчирской [6], керамика которых, характерна для дольменных памятников. К сожалению, выделению локальных вариантов препятствует отмечаемая выше слабая археологическая изученность самих дольменных комплексов. Видимо поэтому ряд исследователей предпринял попытку регионального деления дольменной культуры по концентрации и метрическим особенностям самих дольменов89. Безусловно, такой анализ даёт очень интересные результаты, однако кроме размерных параметров следует обратить более пристальное внимание на распространение на локальных территориях занимаемой дольменной культурой, памятников разных типов.

Ареалы распространения дольменов отличающийся доминированием корытообразных конструкций и ложнопортальных памятников совпадающих с территорией расселения адыгских племен — Большого и Малого Шапсуга приводит В.А. Дмитриев. Он отмечает их идентичность выделенным А.Д. Резепкиным Шапсугскому и Туапсинскому районам концентрации дольменов10.

Проводимая в последние годы сплошная фиксация дольменов в Причерноморье, Абинском и Крымском районах, позволила не только выявить значительное число неизвестных ранее памятников, но и уточнить границы локальных областей занимаемых определенными типами дольменов и импульсы их распространения на соседние территории.

Выделяемый А.Д. Резепкиным и В.А. Дмитриевым Туапсинский район концентрации дольменов, является центральным для дольменной культуры, как географически, так и по богатству и разнообразию типов конструкций дольменных памятников. Только здесь представлены все типы и виды дольменов, в том числе не встречающиеся в других районах дольменной культуры – ложные монолиты, комбинированные дольмены (по М.К. Тешеву)11, дольмены с двумя фасадами и входами, как ложными, так и настоящими. Если в других районах абсолютное большинство составляют плиточные дольмены, а на все остальные типы приходится менее 4% памятников, то в Туапсинском районе плиточные дольмены составляют чуть больше половины от общего числа12. Здесь, развитие традиций строительства дольменов, продолжалось дольше, чем в других регионах. Этот факт подтверждает наличие в Туапсинском районе недостроенных памятников и поздних видов дольменов: памятники с ложным входом, корытообразные дольмены, построенные в подражание плиточным13. Здесь же выявлены и самые ранние мегалитические памятники, имеющие связь с дольменной культурой – гробница Псыбе и дольмен Шепси14. Это позволяет предположить, что именно из этого, наиболее яркого и насыщенного разнообразными типами памятников района, берёт своё начало и распространение по территории Западного Кавказа, сама традиция возведения дольменов.

Некоторые из типов дольменов – корытообразные, плиточные и составные памятники с ложным входом, III вариант корытообразных дольменов по В.И. Марковину15 отсюда, спорадически, в мизерном количестве, проникают на соседние территории: район Пшады-Анапы, Абинский район, в верховья р. Белой, в Абхазию.

В.И. Марковин включает в III вариант корытообразных дольменов («высеченные в скалах с камерами различных форм, украшенные портальными выступами или нишами» — по его определению) [15], существенно отличающиеся друг от друга памятники. Первая группа этого варианта представляет дольмены, вытесанные из валунов с тщательно обработанными со всех сторон наружными стенами, отличающийся от II варианта лишь закругленными формами камеры. Вторую группу можно назвать «скальными гробницами». Эти памятники высечены из скал, наружная поверхность которых за исключением фасада практически не обрабатывалась. Лишь у некоторых памятников боковым поверхностям скал придана форма, имитирующая полы насыпи кургана укрывающего боковые стены дольмена (например, дольмен «Верхняя Мамедка» и др.). Такие «скальные» дольмены встречаются лишь в Центральном — Туапсинском районе дольменной культуры, что позволяет уточнить его границы — от р. Джубга (пос. Дефановка) до р. Шахе (урочище «Три дуба») (рис.2). Единственное исключение дольмен в п. Хамышки, несомненно, является влиянием Центрального — Туапсинского района на Белореченско-Лабинский.

2. Карта локальных вариантов дольменной культуры Западного Кавказа

На огромной территории, примыкающей к Туапсинскому району с северо-запада – Шапсугский и Черноморский районы по А.Д. Резепкину, имеется всего 6 дольменов с ложным входом (из 89 выявленных автором) и крайне малое число корытообразных дольменов, памятников высеченных в необработанных скалах нет вовсе. С юга за долиной р. Шахе, на приморских территориях, несмотря на наличие подходящего для строительства камня, дольмены исчезают, известны лишь два памятника в районе п. Дагомыс. В горной зоне спорадически дольмены встречаются в районе хребта Ажек, поселков Медовеевка и Красная поляна. Создается ощущение, что в южной части территории города Сочи существовала иная культура, на которую оказывала влияние дольменная культура, либо строители дольменов проникли сюда на непродолжительное время. Относительно невелико количество дольменных памятников и в Абхазии, что также может указывать на непродолжительное проникновение традиции строительства дольменов на северо-запад региона раннебронзовой культуры Колхидской низменности (Очамчирская культура), либо появление здесь своеобразного варианта дольменной культуры, для которого было характерно широкое существование иных разнообразных погребальных традиций – эшерские кромлехи, индивидуальные грунтовые погребения, погребения в скальных гротах, сосудах, каменных ящиках и пр. Влияние Туапсинского района на Абхазский, подтверждается наличием в северо-западной части Абхазии корытообразных дольменов, дольмена с ложным входом (с. Псху), дольмена с двумя входами (с. Сули).

Выявить и уточнить региональные отличия в дольменной культуре помогает анализ ориентация дольменов в пространстве.

На выбор ориентировки и расположение памятников в ландшафте при сооружении дольменов влияло огромное количество факторов, это целая система соответствий пространственно-временного, социального, религиозного, мифологического, космогонического характера. При этом главными ориентационными факторами являются: 1 -географическая (по сторонам света) и 2 — топографическая (по сторонам ландшафта) ориентация.

Для абсолютного большинства дольменов характерно направление вниз по склону – «склоновая ориентация». Однако ряд дольменов нарушает склоновую ориентацию. Оси этих построек расположены поперек склона, либо их фасады направлены вверх по склону. Интересно, что большинство этих аномальных направлений очень хорошо объясняются необходимостью сохранять определенную географическую и соответственно астрономическую ориентацию – направление на значимые точки небосвода.

Склоновая ориентация дольменов могла иметь архитектурно-эстетические причины и была связана с архитектоникой, формирующей главное впечатление от восприятия объекта. Осмотр фасада памятника снизу придавал большую величественность возвышающемуся мегалиту с захороненными внутри предками.

Измерение ориентации фасадов дольменов показало значительные различия направлений памятников в разных областях ареала дольменной культуры. Так, в Прикубанье все памятники ориентированы в направлении восточной дуги горизонта – СВ-Ю, (исключение составляют 9 дольменов направленных на запад). Совсем иная картина наблюдается в Причерноморье, по другую сторону Главного Кавказского хребта, который, по-видимому, являлся естественной, природной границей между локальными вариантами дольменной культуры. Для дольменов Причерноморья и Абхазии характерны смешанные ориентировки, как восточные, так и западные, – СВ-Ю-СЗ, причем в примерно равном количестве. Существование восточного диапазона ориентаций у дольменов Прикубанья – бесспорный факт, показывающий, что обычаи ориентировки по сторонам света в Прикубанской области дольменной культуры существенно отличались от Причерноморских.

Дольмены Прикубанья ярко демонстрируют важность ориентировки по сторонам света, а не только склоновой ориентации. Здесь дольмены и дольменные ансамбли расположены, как правило, на западных склонах речных долин и соответственно ориентированы в направлении восточной дуги горизонта. Причем, в тех редких случаях, когда дольмены расположены на восточных склонах долины (например, «Кожжохская» дольменная группа), они, нарушая склоновую ориентацию, направлены в противоположную от реки сторону, сохраняя традиционную для дольменов Прикубанья ориентировку в восточную дугу горизонта. Подобное аномальное для дольменов нарушение склоновой ориентации, направление фасадами вверх по склону, для сохранения направления в восточную дугу горизонта, характерно так же для памятников на западном склоне горы Наблюдательной (р. Кизинка)16.

При этом сохранившиеся до наших дней памятники Прикубанья имеющие западную ориентацию относятся к видам дольменов не характерных для Прикубанья, по-видимому, проникших сюда из Центрального Туапсинского района.

Это уже упоминавшийся, единственный в Прикубанье дольмен полумонолит скального типа «Хамышки». Памятник высечен в огромной глыбе песчаника. И.Ю. Джанхот и Н.Г. Ловпаче отмечает его сходство с дольменами-полумонолитами Причерноморья17. Дольмен расположен на западном берегу р. Белой и имеет аномальную топографическую ориентацию – отвернувшись от реки, направлен фасадом на запад, вверх по склону (азимут фасада 2430). Недостроенные дольмены монолит (азимут 2100) и полумонолит (азимут 3200) в районе ст. Шапсугской, корытообразный дольмен у п. Новый (азимут 2760) с закругленной камерой так же относятся к видам памятников характерных для Причерноморья.

Западные ориентации двух составных дольменов п. Гузерипль (азимуты 2830 и 2630) с округлой камерой и передней плитой зафиксированной между вертикальными портальными блоками, находящиеся, как и дольмен «Хамышки» на важном перевальном пути с Черноморского побережья, так же показывают, что этот оригинальный и редкий тип памятников по видимому, ведет свое начало из Центрального — Туапсинского района дольменной культуры, где известны такие конструкции: дольмен на хребте Ажек (азимут 2560) и дольмен в п. Пригородный, близь Туапсе, имеющий южную ориентировку (азимут 1780). Появление единичных памятников нехарактерных для Прикубанья типов дольменов имеющих западную ориентацию, у наиболее удобных путей перехода через ГКХ подтверждает, что эти памятники берут свое начало из Центрального — Туапсинского района концентрации дольменов, где представлено все разнообразие дольменных памятников.

Литература

  1. Байерн Ф. С. О древних сооружениях на Кавказе // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис: Кавказский статистический комитет, Т. 1. 1871. С.298-325
  2. Уварова П.С. Несколько дополнительных сведений по вопросу о кавказских дольменах // МАК. Вып. 9. 1904. С.171-174
  3. Трифонов В.А. Дольмен Джубга на Черноморском Побережье Кавказа.//Записки Института истории материальной культуры РАН. СПб., 2014. С.115-116
  4. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М.,1978. С.213
  5. Тешев М.К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако I в Туапсинском районе // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988. С. 164
  6. Трифонов В.А. Происхождение керамического комплекса «дольменной» культуры эпохи бронзы \\ Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. СПб., 2011. С.289-290
  7. Рысин М.Б. Культурная трансформация и культура строителей дольменов на Кавказе \\ Древние общества Кавказа в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации. СПб.,1997. С.96
  8. Резепкин А.Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры» \\ Человек и древности. Памяти А.А. Формозова (1928-2009). М., 2010. С.417-421
  9. Дмитриев В.А. Метрология и предпосылки «вечной» сакрализации мегалитических памятников// Дольмены современники древних цивилизаций. Краснодар, 2001. С.110
  10. Дмитриев В.А. Разновременные пространства Черноморской Шапсугии \\ Лавровский сборник: Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история, археология, культурология.. СПб., 2007. С.69-70
  11. Тешев М.К. Из истории Туапсинского региона. Период древности и средневековья. Туапсе, 2004. С.9
  12. Глазов К.А.Предварительные данные по типологическому распределению дольменных памятников на территории Большого Сочи \\ V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Краснодар, 2015. С.44, рис.3а
  13. Кудин М.И. Недостроенные памятники и строительная эволюция дольменов Кавказа \\ Третья Абхазская международная археологическая конференция. Посвящена памяти Г.К. Шамба. Проблемы древней и средневековой археологии Кавказа. Сухум, 2013. С.114-119
  14. Trifonov V.A. и др. Shepsi, the oldest dolmen with port-hole slab in the Western Caucasus \\ Radiocarbon, Vol 56, Nr 2, 2014. P.751
  15. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М.,1978. С.183, рис. 105
  16. Марковин В.И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. М., 1997. С.50, рис.5
  17. Джанхот И.Ю. Ловпаче Н.Г. Кавказские испыуны и египетские пирамиды. Майкоп, 2003. С.34