Сочивед

ПЕРЕЖИТКИ ЯЗЫЧЕСТВА У СОВРЕМЕННЫХ ШАПСУГОВ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ: Моления в священных местах и обряды вызывания дождя

Как уже говорилось, моления и жертвоприношения в священных местах совершаются при болезнях, во время стихийных бедствий, при проведении праздников. В старину молениями и жертвоприношениями у святилищ занимались мужчины (рис.1 Жертвоприношение в священной роще Тхагапш). Как правило это был кузнец или старик-знахарь1.В семейном культе и в прошлом и сейчас роль жреца выполняет глава семьи. Во всех остальных случаях эти обряды в основном выполняют пожилые женщины.

рис.1 Жертвоприношение в священной роще Тхагапш

В ауле Тхагапш женщины встают до рассвета и затемно отправляются к святой могиле, расположенной выше аула (рис.2 «Мыжьакъэ» (каменная плита) — священная могила убитого молнией мальчика у а. Тхагапш). В качестве жертвоприношения они берут с собой ритуальные пирожки с сыром «мэтаз». Старая и хорошо знающая мусульманские молитвы женщина читает их у могилы, произносит просьбы, затем все возвращаются в аул и раздают родственникам и соседям кусочки ритуальной пищи. В случае тяжёлой болезни, при очень трудных жизненных обстоятельствах, в качестве жертвы, используют как правило козу.

рис.2 Мыжьакъэ (каменная плита)-священная могила убитого молнией мальчика у а. Тхагапш

Одним из важнейших ритуальных комплексов в аграрной обрядности адыгов является обряд вызывания дождя. Для Западного Кавказа характерны частые летние засухи, губительные для сельскохозяйственных культур. Поэтому обряды вызывания дождя не потеряли своей актуальности и применяются в отдельных аулах и сейчас, в года с очень засушливым летом.

Некоторые современные учёные считают, что в настоящее время шапсуги не помнят древних ритуалов, и обряд вызывания дождя проводится по-другому2. Однако это справедливо лишь для Прикубанской Адыгеи. Проведение обрядов вызывания дождя у современных шапсугов Причерноморья практически не отличается от описаний, оставленных путешественниками и учёными 18 — 19 веков3. Отличием является только то, что в настоящее время обряды вызывания дождя проводятся крайне редко, в годы с исключительно засушливым летом. Участие в них принимают в основном женщины. Впрочем, и в прошлом мужчины играли в обрядах вызывания дождя второстепенную роль. В действенность обрядов верят почти все, не только старики, но и молодёжь.

В прошлом насчитывалось до 10 обрядов, посвящённых вызыванию дождя, но в настоящее время сохранилось три из них: моление у священного дерева или святой могилы, обряд «ханцгуаше» и обряд вызывания дождя с помощью воды из священного озера Хуко. Обряд моления у священных мест ныне шапсуги часто объединяют с обрядом «ханцгуаше».

Как уже говорилось, существует обычай сажать деревья на могилах святых людей. Такие деревья тоже почитаются священными. Как известно святыми у адыгов почитаются люди убитые молнией. Их хоронят на месте гибели и устраивают в честь этого события семидневное пиршество. Затем могила становится местом жертвоприношений и объектом поклонения богу грозы Шибле. Одна из таких почитаемых и ныне могил находится в нескольких километрах от аула Наджиго, у моста через реку Макопсе. Здесь у дороги похоронен мужчина из рода Шхалаховых, убитый молнией в 50-е годы, когда он возвращался домой из армии.

Автору этих строк довелось впервые увидеть святую могилу Шхалахова в 1974 году. Тогда она представляла из себя небольшой каменный курган высотой до полутора метров и диаметром до четырех метров. На вершине кургана растёт дерево алычи. В то время все ветви дерева были обвешаны цветными лоскутками, а сам курган буквально засыпан монетами. В настоящее время, после строительства новой дороги, курган почти сравнялся с уровнем почвы, подношений больше не делается, но само место и дерево аульчане огородили забором, чтобы на могилу не заходил скот. Летом 1998 года на этой могиле проводилось моление о ниспослании дождя, объединенное с обрядом «ханцгуаше»4.

Женщины и девушки аула, взяв деревянную лопату «ханце», привязали к ней поперечную палку, изображающую руки, а затем нарядили её в женский костюм (рис.3 Обряд Ханцгуаше). Эта символическая фигура, называемая «ханцгуаше» (лопата-княгиня), процессией из женщин и детей проносится по всему аулу. Участники обряда поют песню-молитву с обращением к Аллаху о ниспослании дождя. Процессия заходит в каждый двор, при этом к ним присоединяется хозяйка двора. Затем все направляются к святой могиле Шхалахова.

рис.3 Обряд Ханцгуаше

Здесь один из уважаемых старейшин приносит в жертву, заранее выбранную козу и читает молитву Аллаху с просьбой о ниспослании дождя. Затем разводят огонь и варят жертвенную пищу, раздавая её всем присутствующим. Остатки пищи уносятся в аул и раздаются всем, кто не принимал участия в обряде. После еды куклу «ханцгуаше» топят в реке, придавив камнем, и часть присутствующих прямо в одежде входят в реку. Они обливают, обрызгивают и стараются затащить и бросить в реку оставшихся на берегу. Затем забирают куклу «ханцгуаше» и возвращаются в аул. На следующий день должен пойти дождь.

Несколько иначе с фигурой «ханцгуаше» поступают в ауле Тхагапш. Там её оставляют в реке до того момента, пока не начнётся дождь. Причём очень важным считается успеть вовремя, вытащить «ханцгуаше» из воды. Поскольку считается, что если разлившаяся от дождя река унесёт фигуру, то случится наводнение.

В ауле Большой Кичмай почитается святая могила Коблева Мишаоста Харуновича, убитого молнией в 1953 году, когда он переходил по висячему мосту через реку. В данном случае, поскольку погибшего нельзя было похоронить на месте смерти, его могилу возвели рядом с аульским кладбищем, но отдельно. Его дочь Мариет, пока она была маленькой, во время вызывания дождя обязательно бросали в реку. Это является отголоском человеческих жертвоприношений божествам воды. Обряд приношения в жертву именно девушек для вызова дождя имел широкое paспространение в древности по всему земному шару. Собственно и погружение в реку «лопаты-княгини» является остаточной формой языческого ритуала человеческого жертвоприношения5.

«Приношение в жертву» дочери убитого молнией человека не случайно. Отмеченным особым расположением Шибле считается не только убитый молнией человек, но и весь его род. От моих информаторов я узнал одну интересную деталь, почему-то не отмеченную в этнографической литературе. Если в семьях Шхалаховых или Коблевых случаются значительные события, например рождение, смерть или свадьба, то в этот день обязательно идёт дождь. Даже если небо совершенно ясное и ничто не предвещает непогоды, вдруг налетают тучи и хоть несколько капель дождя обязательно упадут. Причём, как старые, так и молодые люди утверждают, что так, всегда и происходит.

В 1998 году применение описанных обрядов не произвело ожидаемого эффекта, дождь не пошёл. Тогда шапсуги из аулов Тхагапш и Кичмай применили обряд, почитаемый самым действенным. Аульчанами были направлены посланцы к высокогорному озеру Хуко, расположенному на отроге Главного Кавказского хребта недалеко от горы Фишт, на высоте 1740 метров над уровнем моря. Хуко в буквальном переводе означает «сын моря» или «морская свинья» т.е. дельфин (рис.4 Озеро Хуко). Адыги считают воды этого озера остатками древнего моря, некогда простиравшегося над всем Кавказом. Посланные, набирают воду из озера и возвращаются в аулы. Считается, что если вылить воду из озера в реку, то когда она достигнет моря, обязательно пойдёт дождь. По другим поверьям нужно лишь опустить бутылку с водой в море. Если же бутылка разобьётся, случится страшное наводнение. По словам информаторов, наводнение летом 1991 года произошло как раз по этой причине.

В настоящее время исполнение древних обрядов иногда подвергается изменениям. Сами обряды также иногда исполняются не на местах древних святилищ, а в более удобных местах. Так, в ауле Калеж, обряд моления у священного дерева раньше исполнялся у огромного дуба на Скале Стариков. А обряд «ханцгуаше» под скалой, в седловине реки называемой «седловина Илэ» (так адыги, под влиянием христианства — громовержец Илья Пророк, стали называть бога грозы Шибле)6. В настоящее время по сообщению Напсо Розы Нуховны моления исполняются под старым грецким орехом на территории аула, а обряд «ханцгуаше» в любом удобном и глубоком месте на реке.

  1. Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев.\\Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик. 2009, с.201
  2. Коробова Н. Адыги-шапсуги: гендер, религия, образование.\\Бюллетень центра содействия развитию и правам расовых, этнических и лингвистических меньшинств. №1, 1999, с.87
  3. Хан-Гирей Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов.\\Русский вестник, 1842, с.42
  4. Кудин М.И. Обряд вызывания дождя у современных шапсугов причерноморья.\\ Сочинский краевед. №9,2000, с.19
  5. Шортанов A.T. Адыгские культы. Нальчик. 1992, с.88
  6. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991, с.62