В понедельник, 20-го марта 2017 года я пришёл в галерею форт и работники сообщили мне новость, которая повергла меня в полное недоумение: «к нам приходил внук Политиди, и показал фотографию своего деда…» ??? Как? Ведь потомок Иоанна Политиди — Костас обещал предупредить меня о своём приезде из Афин! Мысли путались в противоречиях. Недолго думая, я позвонил семье сочинских старожилов Харлампиди. Харлампиди – кумовья Политиди, это мне рассказал по телефону Костас Мавропулос, и теперь они наверняка должны были знать, кто же приехал в Сочи.
Понятнее было бы пояснить, что Харлампий Николаевич Хиониди жил в доме, который стоял напротив калитки дома Политиди. На фотографии он виден слева от храма.
Поднимаясь по Эллинскому спуску к храму, многие сочинцы запомнили этот дом именно таким.
Хиониди был одним из активных строителей Эллинского спуска, по которому и по сей день ходят тысячи сочинцев от Загса к храму архангела Михаила. Харлампий Николаевич был церковным старостой храма архангела Михаила. Его старшая дочь – Анастасия Хиониди, пела в храмовом хоре. А вот средняя дочь – Ефросинья Хиониди (в девичестве) и вышла замуж за Харлампиди. Таким образом, семьи породнились и с тех пор поддерживают между собою связь.
Дочь Анастасии Харлампиевны — Ирина Пантелеевна Попандопуло оперативно «прозвонила» родственную цепочку и выяснила, что в Сочи приехал прямой потомок строителя центра и исторического ядра нашего города – Юрий Александрович Политиди. Это сын выжившего после репрессий младшего сына Александра. Она дала мне его телефон и через час мы уже вели приятную беседу об истории нашего родного города. Оказалось, что живёт он сейчас в Туапсе и приехал на родину поправить здоровье в санатории. Потомок Иоанна Политиди с огромным удовольствием осмотрел дом своего деда, узнал много нового из истории своей семьи.
Он рассказал, что после экспроприации и выселения из большого дома, в котором потом расположилась поликлиника по адресу улица Москвина, 7, их семья какое-то время жила в маленьком домике ниже по склону вдоль дороги. Мы подошли к этому месту и увидели лишь оставшиеся от дома ступени крыльца. Но и этот маленький кусочек прошлого был приятен и вызвал много воспоминаний.
Юрий Александрович однозначно подтвердил, что именно его дед построил много зданий в центре Сочи, но вскоре возникло недоумение, почему, же имя его деда не упоминается в архивах???
Неожиданно мне пришло Описьмо от Натальи Захаровой, администратора сайта «Архитектура Сочи»:
«Я пересматривала книгу С.А. Артюхова «История Большого Сочи 1837-1918 г.г. (очерки). Там в главе 19 приводятся богатейшие сочинцы по данным на 1918 год. Самым богатым по ул. Соборная значится Иван Константинович Политов. И у Гордона в книге упоминается, что самой большой гостиницей на улице Пластунской был «Кавказ» Политова.
Как вы думаете этот, самый Иван Константинович Политов может быть Иоанном Политиди?»
С уважением,
Наталья Захарова,
Гл. редактор электронного периодического издания «Архитектура Сочи»
архитектор, член Союза архитекторов России».
В своих воспоминаниях К. А. Гордон упоминает, что «вслед за гостиницей «Лондон» и торговыми рядами там находились две-три третьеразрядные гостиницы, из них самая большая – «Кавказ» Политова.» И в сноске поясняет, что «гостиница «Кавказ» Политова находилась на месте небольшого сквера, справа от нынешнего Дворца бракосочетания.»1. Ещё раз фамилию Политов удалось встретить в книге С. А. Артюхов. «История Большого Сочи 1837—1918 гг. (очерки)» (Сочи, 2008) на с. 117, где приводятся списки богатейших сочинцев на момент описи недвижимого имущества перед конфискацией в 1918 году: на ул. Соборная самым богатым был Иван Константинович Политов — 18673 рубля. Потомки подтвердили, что в России Иоанн Политиди числился как Иван Константинович Политов.
Стоит добавить, что в путеводителях С. Дороватовского (1911 г.) «Сочи и Красная Поляна с окрестностями» и Г. Москвича «Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу» (1914 г.) гостиница «Кавказ» не упоминается вовсе, поэтому можно предположить, что она была построена после 1914 года.
А как же Хиониди? Ведь церковный староста отнюдь не коммерческая должность. На какие же средства они активно строили Эллинский спуск? Неожиданно на одной из старых фотографий я увидел вывеску на магазине: «Торговля бакалейными товарами Бр. Хиониди». Сухие продовольственные товары первой необходимости, полуфабрикаты и консервы, а также некоторые базовые хозяйственные товары – мыло, стиральный порошок, спички. С точки зрения организации продовольственной розничной торговли, бакалейные товары, отличающиеся длительными сроками сохранности и неприхотливостью в хранении, противопоставляются гастрономическим, как правило, готовым к употреблению, более дорогим и требовательным к специальным условиям хранения.
В дореволюционной России этим восточным словом (от тур. bakkal, что означает «торговец овощами») обозначались сухие съестные товары — сначала сухофрукты и копчёности, потом чай, сахар, кофе, мука, крупа, пряности.
Я поспешил порадовать потомков Харлампия Николаевича Хиониди этой новостью, но оказалось, что они в курсе и более того – человек в чёрном костюме и чёрной шляпе на фотографии и есть Харлампий Николаевич Хиониди. После детального просматривания надписей на сочинских ретро-фотографиях выявилась ещё одна торговая точка Хиониди. Справа от автомобилей на автопробеге на магазине чётко читается надпись: Хиониди.
«Так сколько же было магазинов у вашей семьи?» — спросил я у потомков Харлампия Николаевича. Но ответ был прост – после революции этот вопрос в семье уже не был актуален, и вскоре предан забвению.
Но в Справочной книге «Черноморское побережье Кавказа» составителя Ф.П. Доброхотова, изданной в 1916 году, указано и гастрономическое «увлечение» Бр. Хиониди.
Так, для патриотов города Сочи открылась ранее неизвестная глава в истории своей родины. Перед нами начинают раскрываться ранее неизвестные страницы хроники создания современного Сочи. Мы приложим все усилия, чтобы эти неизвестные фрагменты стали компенсацией недостающего звена в цепи исторических фактов судьбы нашего родного города.
- К. А. Гордон «Старый Сочи конца XIX — начала ХХ веков». Сочи, 2005. С. 41 ↩