Крепость Солох-Аул

Осенью 2005 года нами была осмотрена и обмерена малоизвестная в районе поселка Солохаул, в среднем течении реки Шахе. расположена по левому борту реки, на стратегически выгодной вершине поперечного хребта, вытянутого с севера на юг между ручьем Скалистым и низиной, в которой расположен Солох-Аул, на высоте 388м. Вершина хребта, которую занимает крепость, представляет собой удобную, ровную площадку, причем созданную строителями крепости искусственно. Они поступили очень рационально, разбирая вершину хребта на камень для возведения стен, используя подходящие плиты известняка, что позволило с наименьшими трудозатратами построить стены и выровнять площадку внутреннего крепостного двора. Площадь, занимаемая крепостью примерно 17м х 60м.

В южной части площадки расположена небольшая скалистая возвышенность (возможно оставленная как наблюдательный пункт). Южная часть площадки с трех сторон окружена глубокими, отвесными обрывами, являющимися надежной естественной защитой. Поэтому здесь, за скалистой возвышенностью искусственных укреплений возведено не было.

Крепость имела, по-видимому, прежде всего сторожевое значение, охраняя древний караванный и стратегический путь по долине реки Шахе.

Стены крепости сложены из белого известняка насухо, без применения раствора. Таковы, например, стены крепостей «Монашка-1», «Бешенка-1» в районе Красной поляны. Подходящие плоские плиты в изобилии имеются здесь же, на возвышенности. Размер камней кладки стен до 0,9 м в длину и 0,25 м в толщину.

Единственная тропа к крепости поднимается по узкой вершине хребта с севера. Здесь возвышенность была перегорожена поперечной стеной с одной или двумя угловыми башнями. К сожалению, линия укреплений в этом месте сохранилась хуже всего, практически на уровне фундамента. Поэтому развал плит в северо-западном углу, возможно, является не остатками башни, а нагромождением камней обрушившихся стен. Западная стена сохранилась на высоту до 0,8 м. Лучше всего сохранилась восточная стена. Здесь местами высота стен достигает 2,5 м. Толщина стен крепости от 1,5 м до 1,8 м. В настоящее время развал плит стен достигает ширины 3 м. Общий периметр стен достигает около 80 м.

Крепость возведена местными мастерами, не характерной для византийских укреплений методом сухой кладки, но несомненно испытавших влияние римской оборонительной архитектуры. Кажется, будто ее создатели точно пользовались наставлениями знаменитого римского архитектора Витрувия написавшего «Десять книг об архитектуре». Он считал, что нужно учесть все условия для здорового расположения, выбрать местность обильную плодами, связывать постройку крепостных стен с рельефом местности, а так же возможных подходов к данному укреплению. Все эти условия были учтены строителями солохаульской крепости.

Культурный слой на территории крепости очень тонкий, не более 10-15 см. К сожалению он потревожен многочисленными небольшими, кладоискательскими раскопами. Нами найден интересный подъемный материал.

Это фрагменты керамики аналогичной сосудам из Пслухской и Ачипсинской крепостей. Рядом с одним из грабительских раскопов найден кованный железный гвоздь и наконечник дротика конусовидной формы типа алабаши длинной 9 см, диаметр у основания втулки 2см, что является полной аналогией подобных дротиков цебельдинской культуры [2-7 вв.]. Эти находки подтверждают функционирование крепости (как и остальных сочинских крепостей)  в 6-10 вв.

Очень интересна находка черешкового наконечника стрелы с плоским ромбическим пером застрявшего в восточной стене крепости. Он красноречиво свидетельствует, что когда-то крепость подверглась нападению. Среди собранного подьемного материала любопытен небольшой кусочек крицы. Эта находка говорит о том, что на территории крепости была своя кузница. Хотя отсутствие поблизости источников воды означает, что крепость была, прежде всего, наблюдательным пунктом и убежищем для поселенцев, живущих в долине, там, где ныне раскинулся Солохаул.

12 мыслей о “Крепость Солох-Аул”

  1. Кудин Михаил:

    Есть сведенья о том, что остатки крепости есть якобы где-то на Бзычском хребте. Интересно, что один из притоков в верховьях Шахе носит имя «Сарай патль» — букв. «крепость время» т.е. старая крепость.

  2. Владимир Костиников:

    По логике вещей, вполне должны были быть ещё крепости. Важный путь к перевалам. Надо, думается, обращать больше внимание на эдакие «перекрёстки» троп из долин разных рек. Так Недоля искал (и находил) в междуречье Псоу-Мзымты…

  3. Геннадий Даньшин:

    » один из притоков в верховьях Шахе носит имя «Сарай патль» — букв. «крепость время» т.е. старая крепость.»

    Весьма странный гидроним — насколько я помню, «сарай» это тюркское слово. Про «патль» не знаю. Тюркский гидроним в самом сердце земли, населённой адыгскими народами? Ещё на побережье понятно — Учдере, Гизель-дере и проч. Эти названия местам явно турки дали. Но вот в верховьях Шахэ, где все топонимы и гидронимы имеют адыгское происхождение, и турки туда сроду не совались — непонятно…

    1. Геннадий Даньшин:

      И второе: «сарай» в тюркских языках это вроде как «город» или «дворец». А крепость — «кала», «кале».

      1. Михаил Кудин:

        Геннадий, половина адыгских имен тюркского происхождения и своего слова для названия «крепость» или «город» в адыгском языке тоже нет. Аул Калеж находится не намного ближе от моря, чем Солох-Аул. В верховьях Макопсе тоже есть Тамюрдере, Кумиштепе, Гумиштепе и пр. Тюрское влияние шло не только от турок, но и от ногайцев. По легенде записаанной Лавровым, крепость на плато Калежтам была построена для защиты от набегов ногайцев. И название «старый город» ничем не хуже.
        Есть еще один очеь интересный документ: «Проект титулярного советника А.а. Бегичева о введении христианской веры на Кавказе между горскими народами, 1846г.» Где сказано:» у истоков р. Шяхе находятся развалины древнего города, остатки колонн и древние признаки искусного зодчества, доказывающие, что там некогда обитал народ образованный; еще более подтверждается таковая догадка между сих развалин находимыми древними монетами и медалями и подает повод заключить, что на сем месте существовал город, принадлежащий грецческим поселениям…»

        1. Андрей Кизилов:

          Надо искать развалины. Аналитически изучить информацию. Думаю — найдём.

  4. Геннадий Даньшин:

    «…и подает повод заключить, что на сем месте существовал город, принадлежащий грецческим поселениям…»
    Если там и было какое-то городище, то уж точно не эллинское\римское\византийское — эти культуры были «морскими», и их поселения не отрывались далеко от морского побережья.
    Таинственный «город», упомянутый в «Проекте..», вероятнее всего был аланской крепостью, построенной в период расцвета раннесредневековой Алании для контроля над Белореченским перевалом. Другие кандидаты как-то сходу не вырисовываются. С интересом выслушал бы иные версии.
    С уважением.

    1. Андрей Кизилов:

      Ну в общем-то не могу не согласиться. И что реалистично — даже в аланском городище могут быть обнаружены надписи на греческом. Думаю, не стоит ломать копья до факта находки городища. Уж больно часто мы сталкивались (и это нормально) со смешанными поселениями. Учитывая отчёт раскопок Д.Э. Василиненко по храму Креон-Нерон (район Галицино), становится ясно, что такую постройку не мог возглавлять провинциальный архитектор. Ведь аналоги существуют только в Кападокии. Посему понятно, что и в византийское время храмы, даже удалённые от моря строили не простые пастухи!

      1. Геннадий Даньшин:

        «1) Думаю, не стоит ломать копья до факта находки городища. 2) Уж больно часто мы сталкивались (и это нормально) со смешанными поселениями.»
        1) Ну, такого факта может и не будет вовсе. Хотя, очень бы хотелось найти…
        2) Смешанное население это одно, а сам факт постройки крепости именно каким-то определённым государством — другое. Например, в генуэзских колониях в Крыму и на Кавказе тоже много кого жило, но сами-то центры были именно генуэзскими.
        Таинственный «город» из «Проекта…» явно городом не был — скорее всего, просто крепость. А» остатки колонн и древние признаки искусного зодчества» могли быть руинами крепостной церкви, т.к. Алания уже в 9-м веке была в значительной степени христианизирована.
        И ещё вот такой поворот:
        в 943 году арабский историк, географ и путешественник аль-Масуди, сообщает :
        «За пределами страны аланов, между Кавказом и морем Рум (Roum, или Чёрное), обитают кешеки (Оссеты называют черкесов kasakh, мингрельцы — kachak).
        Эта нация миролюбивая, и исповедует религию магов. В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом. Говорят, что их женщины изумительной красоты и весьма сладострастны. Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие, затканные золотом, шелковые ткани. Несмотря на то, что аланы более могущественный народ, они не могли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря. Одни утверждают, что это море Рум, другие, что это Нитис (Понт). «

        1. Геннадий Даньшин:

          Ключевая фраза: «они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря. «

  5. Михаил Кудин:

    Геннадий, согласен, это скорее всего крепость для контроля за караванным путем, — одного из ответвлений шелкового пути.

    1. Геннадий Даньшин:

      А не тот ли это таинственный «город» Айя, о котором ходят слухи, но о котором толком ничего не известно? Я, кстати, так и смог вообще найти первоисточника откуда и пошёл «звон» о горном городе Айя…