Даринское ответвление Великого Шёлкового Пути

Кондряков Н.В.,
н.с. Лабинского музея истории и краеведения

«Средневековая архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути. — на Западном Кавказе проходили два основных маршрута Великого шелкового пути к Черноморскому побережью: Даринский и Мисимианский (по византийским источникам). По Б. Лабе шёл Даринский путь на Санчарский перевал и далее вниз по Бзыби в Питиунт (Пицунда) и по Мзымте через Красную Поляну в Адлер.»1

Предположение многих авторов, что Даринское ответвление связано лишь с Санчарским перевалом выглядит достаточно спорным т.к. об этом красноречиво свидетельствуют наличия соответствующих находок как недвижимых, так и движимых объектов археологического наследия в Сочинском регионе. Об этом писал и сочинский краевед И.К. Недоля в отчёте по исследованиям в 1954-1968 годы 2: «В Адлерском районе найдено много монет, начиная с раннеантичных и кончая византийскими монетами самого позднего времени… Одна из древних монет была поднята мною на строящейся подъездной дороге, в земляном срезе. Это динарий Луция Кассия сына Квинта, чеканенный около 79 года до н.э. (определение В.А. Пахомова). Остальные монеты были собраны в городище и у могильника в совхозе «Южные культуры».

Позднеримские монеты:
  • Валентиана – IV век н.э., бронза
  • Грациана – IV век бронза
  • Гонорий — IV век, бронза, два экземпляра
  • Констанций III век, бронза.
Византийские монеты:
  • Юстин – VI век, бронза
  • Юстиниан I-VI век бронза.
  • Неопределённая – VII век, бронза.
  • Констант II – VII век, бронза и серебро.
  • Роман II – X век, бронза
  • Анонимная X-XI вв.
  • Неопределённая – XII век.
Кутические монеты:
  • Харун ар Рашид дирхем, серебро, VIII век.
  • Анонимная города Бухары, серебро, начало IX века.
Сасанидские монеты:
  • Серебряно-свинцовая монета Кавата I-VI века.»

Также находки комплекса ранневизантийских базилик в Сочинском регионе от басейна р. Сочи до бассейнов рек Агура, Псахо, Хоста, Мзымта свидетельствуют об этом же. Наличие в районе Красной поляны погребений IV века н.э. упоминаемых в книге Ю.Н. Воронова 3 с соответствующими артефактами как и стран востока, так и со средиземноморского региона может говорить только о том, что торговый путь проходящий через Красную Поляну использовался уже более двух тысячелетий.

Предварительная датировка строительства сочинских базилик VI-VIII веками нашей эры позволила предположить, что христианство появилось здесь гораздо раньше, чем скажем на другой стороне перевала в Аланской Епархии – об этом свидетельствую авторы определившие древность средневековых торговых городов Куньша (Х-ХIII веков). и Ильич (В.Н. Каминский 1989, Н.В. Анфимов 1962-70-80 гг,), имевшие по 40 и 20 базилик соответственно (сведения в источниках приводятся различные). Предположить тот факт, что эти города (особенно Куньша с площадью около 400 га) выполняли роль именно торговых центров, где приходящие торговцы и пережидали время непогоды, когда перевалы закрыты снегом; осуществляли обмен товарами; могли нанять наемников-проводников из местного населения не представляет особого труда.

Караван на Великом Шелковом Пути. Миниатюра из Каталонского атласа Абрахама Крескеса. Париж, Национальная библиотека Франции

Также не выглядит и странным, что в 1436 году картограф Andrea Bianko вместо обычной для компасных карт того времени AlbaZichia обозначил её, как ChaliZichia – “Чылэ-Шылэ» практически на многих кавказских языках значит одно – “Шелк”.

Портолан (компасная карта мореплавателей)D’Andrea Biancho, 1436 г.

По всей видимости этот же торговый путь отражен пунктиром на этой карте XVII столетия

Портолан (компасная карта мореплавателей) Claes_De_Vries._Nieuwe_wassende_(17th_century)

На карте 1742 года видно, что названия Zuzaco (Сочи) и port Mamarscar (Мамайка), а также Derbent (Гагры) обозначены рядом c Batan Abasse , где по карте Claes de Vries и отмечена некая дорога в горы и возможно через перевал.

Карта 1742 г

И не случайно, с 14 века Сочи фигурирует на компасных средневековых картах, как Порт (porto de Susacho)

Портолан (компасная карта мореплавателей) Abraham and Jehuda Cresques Catalan Atlas. 1375

В порт поступал товар как со Средиземноморья, так и из-за Кавказского хребта – т.е. существовал определённый товарооборот с экспортом и импортом. То, что поступало с Кавказских гор, естественно вывозилось на судах по морю.

Что характерно для Даринского ответвления Шёлкового пути, то немаловажным на взгляд автора, является тот факт, что в 1942 году немецкие части 49-го горнострелкового корпуса 4-й горно-егерской дивизии хотели пройти на побережье Чёрного моря тем же путём: «…28 августа 1942 года разведчики 174-го горнострелкового полка установили, что к перевалу Умпырский двигались немецкие части 49-го горнострелкового корпуса. Это были подразделения 4-й горно-егерской дивизии «Горичавка» генерала Эгельзеера. 5-я и 2-я роты полка с пулемётной ротой и кавалерийским эскадроном дивизии в 12 часов неожиданно для немецких егерей нанесли огневой удар. Егеря, усиленные большим количеством миномётов, перешли в наступление, пытаясь захватить Умпырский перевал. Сосредоточенным огнём и контратаками красноармейцы двух рот 174-го полка отразили все вражеские атаки. За два с половиной часа боя враг потерял более 600 солдат и офицеров. 17 немцев были взяты в плен. Разгром передовых отрядов немецких егерей в тот день воодушевил наших бойцов. Враг дважды предпринимал наступление на Умпырский перевал и оба раза, неся тяжёлые потери, откатывался.

31 августа противник, подтянув по долине реки Малая Лаба резервы, после мощного миномётного огня повёл наступление по долинам рек Умпырь и Луча, пытаясь обойти Умпырский перевал. Одновременно егеря перешли в наступление в направлении перевала Аишха и по долине реки Уруштен в направлении перевала Псеашхо. В силу численного превосходства гитлеровцам удалось выдвинуться к Умпырскому перевалу и 31 августа овладеть им. Потеряв более 500 человек убитыми и ранеными, противник добился лишь частичного успеха, но подойти к перевалам Псеашхо и Аишха ему не удалось. В сентябре 1942 года два егерских батальона перешли в атаку на участке от водопада реки Уруштен до долины Лехнена за лагерем Холодным. Готовя оборону, советские воины и жители поселка Красная Поляна вырубили на этом участке лес – и противник оказался как на ладони. Атаку егерей поддерживали миномётчики и четыре самолёта Фокке-Вульф. Но и здесь у них ничего не получилось. Немцы потеряли более 800 человек…» 4

Почему нацисты выбрали именно Умпырский перевал? Да потому, что именно через него проходит наиболее удобная дорога между реками Большая и Малая Лаба и по мнению автора, Даринское ответвление Шёлкового пути, выходящее в долину р. Мзымта и далее к морю проходило там же. Вероятнее всего, в своих проектах гитлеровцы всё-же использовали архивы Ватикана и им необходимо было найти потерянный город Никопсис или Никопсию, где, согласно преданию, находилась могила одного из великих апостолов Симона Кананита. (Зилота). «Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель – претворение воды в вино – произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь по предстательству Пресвятой Богоматери претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», т. е. ревнителя.»5 . Учитывая приверженность лидера нацистов А.Гитлера и созданную тогда организацию Аненербе («Наследие предков») ко всему мистическому ни для кого не секрет, что нацисты пытались найти такие атрибуты власти, связанные с христианством, как Чаша Грааля, Копьё Судьбы (Лонгина), Ковчег Завета6. И где их было возможно найти, как не в районе предположительного захоронения Симона Зилота – брата Господа по плоти?!

Тот факт, что Никопсия находилась в районе Сочи подтверждается не только обилием раннехристианских базилик в регионе (около 20 в общем, как минимум), но и картой французского картографа Гийома Де Лиля (1675–1726 гг.) изданной в 1742 году и составленной по сведениям К. Багрянородного, Императора Византии X века.

Карта французского картографа Гийома Де Лиля (1675–1726 гг.) изданная в 1742 году и составленная по сведениям К. Багрянородного, Императора Византии X века.

На этой карте в Зихии рядом с рекой Nicopsis отмечен Cumuch ager – народ Хамышевцы или Камышевцы в районе г. Ахун, которая также часто называлась Хамыш. И именно от г. Ахун до левобережья р. Мзымта мы имеем максимальное количество раннехристианских базилик в Сочи. Только на побережье близ Хосты их количество достигало трёх. Очень много базилик в районе села Лесное, стоящего на р. Псахо (как тут не вспомнить упоминание в перипле безымянного автора V века, о Никопсисе на реке Псахапсис). Вообще, по мнению автора, Никопсию вернее трактовать с корнем «Ныха» — Ныхопсис-Ныхапсия, тогда название будет соответствовать общему абхазо-абазо-осетинскому понятию «Ныха» — «церковь, святилище, собрание или «самое древнее сверхъестественное, не имеющее образа, нечеловеческая сила». Если принять такое прочтение термина-топонима «Никопсия» — «Ныхапсия», то тем более становится понятным присутствие в наших местах представителей Аненербе и их пристрастие к изучению всего сверхъестественного, подтвержденное находкой артефакта в Адыгее.

7

Странно, но в сочинском регионе сохранность раннехристианских базилик (тем более являющихся древнее на несколько столетий своих аналогов в городищах Ильич и Куньша) оказалась гораздо лучшей. Было проведено и предварительное компьютерное моделирование первоначального облика сочинских раннехристианских храмов. Результат представлен в статье Ивана Аборнева.

Но вернёмся к нашим средневековым городищам Ильич в Отрадненском районе Краснодарского края и Куньша в Лабинском районе Краснодарского края. Городище Ильич VII-ХIII вв расположено к югу от хутора Ильич на водораздельном хребте между реками Урупом, Гамовкой и Кувой, занимает площадь более 5 га, а протяженность более 15 км. На территории Ильичевского городища по разным сведениям были найдены развалины от 4 до 20 раннехристианских храмов, но в сети интернет обычно приводится фотография лишь одной базилики XIII века.8

Остатки базилики XIII века, Ильичевское городище

«Городище Куньша IХ-ХIII вв. расположено всего в 23 км к ЗСЗ от городища Ильич в районе станицы Ахметовской и села Горного вдоль р. Гарнуха. По описаниям, это городище являлось и является крупнейшим городом того времени на Северном Кавказе. Памятник был открыт в 1989 году В.Н. Каминским. В 80-е годы была исследована небольшая площадь древнего кладбища, которому грозило полное уничтожение. На территории городища располагалось несколько десятков усадеб, более сорока фундаментов церквей, остатки крепостных стен, мастерских по обработке железа и керамики. Удобное местоположение и хорошее геоморфологическое место способствовали развитию древнего города. Особое значение в жизнедеятельности городища сыграла древняя караванная дорога, называвшаяся «шелковой». Городище Куньша расположено вокруг поселка Горного по обеим берегам реки Гарнухи. Часть городища перекрыта дворами поселка. На правом берегу реки заметны фундаменты храмовых построек (церкви). На левом берегу у подножия небольшого хребта сохранились остатки двух языческих святилищ. Городище представляет собой поселенческий комплекс, состоящий из укрепленного городища, нескольких селищ, христианских храмов и языческих святилищ. Здесь же известно несколько грунтовых и курганных могильников. В 1990-е годы И.В. Каминской был доиследован один из разрушающихся могильников и собран подъёмный материал. По своему характеру городище Куньша аналог Ильичевскому городищу в Отрадненском районе. Оно также являлось крупным административным, торговым и стратегическим центром средневекового Аланского государства и датируется IX–XIII веками.

Примечательно, что городище, по площади превосходило известные города среднего Востока, такие, как Иерусалим, Самарканд и Дамаск и его открытие стало сенсационным событием.»9 (10). К сожалению, информацию об описанной площади городища в 400 га и упомянутых остатках более 30-40 (по различным источникам)10 фундаментов церквей (базилик), ныне подтвердить очень сложно – официальная археология несколько забыла про изучение самого крупного на Северном Кавказе древнего городища. Зато этот уникальный памятник не был забыт так называемыми «чёрными археологами».

Музей истории и краеведения г. Лабинска в ближайшее время планирует экспедиционный выезд в село Горное для современной визуальной оценки археологического комплекса «Куньша» (вторая половина февраля 2019 года).

Как бы то ни было, из истории мы знаем, что Константинополь пал лишь в середине XV века, а городища Ильич и Куньша прекратили своё существование в XIII-XIV вв. под натиском монголо-татар. Но, судя по компасным картам, вплоть до XVI века, к тому времени, когда уже пали Ильич и Куньша, но еще до падения Константинополя, торговый путь через Главный Кавказский хребет всё-же ещё существовал. А существовал он, судя по аналогичным объектам археологического наследия эпохи бронзы – дольменам, расположенным на северных и южных предгорьях Кавказа, уже более 5000 лет.

Дольмен плиточный без фасадной плиты в районе ст. Баговской (Мостовской район)
Дольмен плиточный без фасадной плиты – район Сочи
Перевал Аишхо – вид на один из притоков Малой Лабы

Более 100 лет назад, ещё в царские времена, «летом 1900 году были предприняты работы для лучшего в техническом смысле выбора перевальной дороги и определения количества работ и их стоимости для осуществления подобного проекта. Работа эта поручена была весьма опытному в деле проведения шоссейных дорог в гористых местностях Инженеру Путей Сообщения В.К. Константинову. Начальным пунктом будущей дороги будет город Романовск, от которого дорога пойдёт к одному из двух перевалов Аишха или Псеашха… Существующая в настоящее время вьючная тропа из Черноморской губернии в Кубанскую область через Аишхинский перевал также проложена из долины реки Пслуха по упомянутому левому его притоку и по той же его вершине, но в общем отличается довольно большой крутизной, отчего этой тропой и менее пользуются, чем тропой через перевал Псеашха»11.

Если учесть месторасположение городища Куньша, а также известные объекты археологического наследия того же времени, расположенные выше по течению реки Б.Лаба, то можно представить, как проходило Даринское ответвление Шелкового пути: от Куньши в сторону Черного моря – сначала по берегам р. Большая Лаба через Курджиново до притока Закан, далее вверх по притоку через Умпырский перевал до кордона Умпырь (Малая Лаба). И от Умпыря через перевал Аишха к Красной поляне и далее через неё (и Медовеевку) – к морским портам.

Скан фрагмента карты 1902 года с перевальными дорогами
Литература:
  1. Кузьмин В. Великий шёлковый путь на Кавказе Журнал «Человек без границ» © Издательство «Новый Акрополь» 2005 – 2018
  2. Недоля И.К. Отчёт по обследованию памятников средневековья в районе Большого Сочи за 1954-1968 годы, архив ВОО СО РГО
  3. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей, Краснодарское книжное издательство 1979 г.
  4. Источник
  5. Источник
  6. Источник
  7. Источник
  8. Источник
  9. Источник
  10. Комитет по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края. Временные зоны охраны и режимы сохранения археологического комплекса «Куньша».. Краснодар, 1995 г.
  11. Горный журнал 1902 г. Т.3 кн .8. Сергеев. Геологические. наблюдения по перевальной дороге. через Кавказский хребет …

Одна мысль про “Даринское ответвление Великого Шёлкового Пути”

  1. Владимир Киреев:

    Всё верно и правильно, — Никопсия была в Сочи. Где именно — ёщё долго будем спорить. У читателей может сложиться мнение, что христианские центры были прибежищем для торговцев. Нет. Христос, как известно, прогонял торгующих из храма и его последователи этого правила придерживались. А вот когда верующая Россия заразилась паломничеством, эти пути активно осваивались путешественниками к Гробу Господню. И храмы были их убежищами. Совершенно не исследованный в науке пласт нашей истории!
    А что за Казакия в верховьях Кубани на карте Де Лиля? Не прародина ли казаков-бродников?