ПЕРЕЖИТКИ ЯЗЫЧЕСТВА У СОВРЕМЕННЫХ ШАПСУГОВ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ: Культ предков и джине

1. Языческие святилища в современной Шапсугии
2. Моления в священных местах и обряды вызывания дождя

Культ предков у адыгов является частью культа мёртвых. Отголосками последнего были поминки (на 7-й и на 40-й день и наконец, большие – через год), обычай, требовавший от вдовы в течении 40 дней посещать могилу мужа1, всевозможные выражения траура. С почитанием предков связаны и моления на святых могилах.
На похоронах у адыгов принято накрывать три стола с яствами для умерших предков, причём один стол должны накрывать родственники со стороны тёщи (свекрови). Считается, что ночью умершие явятся за угощением.

Интересные и не отмеченные ранее этнографами сведения, связанные с культом предков, получены нами в ауле Тхагапш. По сообщению Чачух Тимура Аскеровича, если ночь застала тебя в пути (в лесу), то наиболее безопасным местом для ночлега будет старая могила (курган). По видимому, в данном случае и на умерших распространяется хорошо известный обычай гостеприимства. И остановившись на ночлег на кургане путешественник оказывается под надёжной защитой «хозяина» — мертвеца. Таким образом ему не грозят ни злые ночные духи, ни дикие звери.

В ауле Тхагапш рассказывают такую историю связанную с этими воззрениями: Один человек, которого ночь застала в пути вынужден был заночевать на могиле в лесу. Ночью его разбудил «хозяин». – «Вставай, пойдём со мной». Поднявшись путешественник увидел, что и из других курганов выходят люди и идут по дороге вниз. Спустившись в аул все зашли в один дом и приступили к трапезе. Понимая, что ему потом никто не поверит, путник спрятал свой нож в амбаре рядом с домом. Утром проснувшись, он спустился в аул и с удивлением узнал дом в котором пировал ночью. Оказалось, что накануне умер хозяин дома. Рассказав свою историю путник в подтверждение своих слов, указал всем, где в амбаре лежит его нож.

рис.1 Нагучица - адыгская Баба-Яга
рис.1 Нагучица — адыгская Баба-Яга

Сверхъестественные духи у адыгов носят общее название джине. При этом добрых, помогающих человеку называют «белые джине», а злых «чёрные»2. Неподалеку от аула Калеж есть пещера «Джинеун» (русское название «Пещера ведьм»). По преданию днём джине обычно прячутся в расщелинах скал и пещерах, а ночью выходят и творят свои дела. По внешнему виду они ни чем не отличаются от людей, узнать их можно, только по вывернутым назад коленям. Мужчинам джине являются в виде женщин, а женщинам наоборот в виде мужчин. По свидетельствам информаторов, такие встречи иногда происходят и сейчас. Так один мужчина гнал скот из аула Лыготх в аул Тхагапш сидя на лошади. Внезапно из леса вышла и пошла рядом с ним молодая женщина. Он обращался к ней с вопросами, но она ничего не отвечала, а в районе Тигровой пещеры внезапно исчезла. В том же районе группа девочек видела мужчину, который внезапно спрыгнул прямо перед ними на дорогу с дерева. Молча постояв немного, мужчина прыгнул вниз по склону в густые колючки и исчез. Следует отметить, что оба случая произошли в районе Тигровой пещеры, которая видимо раньше, также считалась жилищем джине.

В долине реки Бекишей есть урочище «Джине джегу» — игрище джине. По сообщениям охотников из аулов Калеж и Хаджико, одинокие охотники часто сталкиваются там со свадебной процессией джине.

Джине могут даже завести семью и жить среди простых людей. Отличить такое семейство можно по тому, что в хозяйстве семьи, даже если хозяин лентяй и ничего не делает, всегда полный порядок. Ещё одной отличительной чертой джине–женщин являются светлые волосы и голубые глаза.

Ещё одну историю связанную с джине, проживающим среди людей, рассказывают в ауле Тхагапш. Однажды там стали происходить ночные нападения на коз, прямо в хлеву. Один хозяин решил выследить виновника. Ночью он увидел, что в хлев забрался мужчина, переодетый в женское платье. Схватив козу, он стал пить из её шеи кровь. Затем ушёл. Хозяин проследил его путь до самого дома, где мужчина переоделся в нормальную одежду. На момент сообщения «джине-вампира» уже не было в живых, но информатор не захотел выдавать его имени. Как видим и в данном случае есть противопоставление мужского и женского – переодевание вампира в женскую одежду.

Джине по представлению адыгов обучают знахарей их мастерству. У наиболее известных из знахарей есть даже особая книга «Джинэф тхылъ» — книга белых джинов3 .

В Ауле Тхагапш знаменитой знахаркой и провидицей была Чачух Гучехан, часто разговаривающая с джине. Именно она раньше проводила молебны около «мыжьакъэ» (каменная плита) – священная могила убитого молнией мальчика-подростка. Эта могила до сих пор является действующим святилищем аула Тхагапш.

Заключение

Как видно из нашей работы, несмотря на доминирование ислама и изменения социально-культурной среды, сущность древних языческих обрядов шапсугов сохранилась до нашего времени.

Согласно данным опросов, проведённых отечественными и зарубежными исследователями, вера в различные иррациональные силы — от инопланетян до домовых — распространена у 80% населения, а каждый четвёртый-пятый был свидетелем чуда или различных сверхъестественных явлений; вера в приметы распространена у 47% опрошенных, в колдовство — у 33%, причём 7% проявляют к магии и колдовству активное отношение4.

И это естественно, так как именно в тот момент, когда цивилизация, стремящаяся к чёткости и рациональности, порождает человека, воспринимающего действительность реалистически, культура пытается обрести новые основания для своего развития, обратившись к своим наиболее ранним пластам, в том числе рождённым в архаическую эпоху. «Новое Средневековье», «эпоха архаики», «новая религиозность» — так обозначают культуру современности исследователи5.

В последние десятилетия стало совершенно очевидно, что рационалистическое сознание, базирующееся на материалистических основаниях, нуждается в логике мифа ничуть не менее, а, возможно, даже в большей степени, чем сознание архаическое. Определяется это в значительной степени незавершенностью современной картины мира, представляемой наукой. Несмотря на небывалый расцвет позитивного знания, открытыми так и остались самые насущные вопросы, связанные с человеческим бытием: возникновения Вселенной и Солнечной системы, жизни и смерти, счастья и человеческого предназначения. Кроме того, человеческий разум во многом себя дискредитировал в XX в., приведя к уничтожению огромного числа людей в двух мировых войнах, к экологическим катастрофам. Техногенная цивилизация, в течение трёх веков подавлявшая веру человека в сакральное, так и не смогла заменить идеальную реальность реальностью материальной6.

В Причерноморской Шапсугии благоприятными условиями для сохранения языческих обрядов и обычаев, кроме этого, являются позднее проникновение ислама и его слабое влияние на жизнь народа.

Следует также отметить, что до наших дней сохранились только те языческие обряды и обычаи которые продолжают сохранять значение в повседневной жизни и нуждах людей.

  1. Нгомов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994, с.68
  2. Куёк А.С. Мифические образы уда и джинэ в адыгском нартском эпосе \\ Вестник АГУ Вып.2 (153), Майкоп, 2015, с.175
  3.  Тхагапсова Г.Г. Народная медецина адыгов. Майкоп, 1996, с.100
  4. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // СОЦИС. 2001. № 7
  5. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература, 1994. № 4. с. 259
  6. Костина А.Н.Массовая культура:архаические истоки или «новая религиозность»? М., 2009, с3

4 мысли о “ПЕРЕЖИТКИ ЯЗЫЧЕСТВА У СОВРЕМЕННЫХ ШАПСУГОВ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ: Культ предков и джине”

  1. Никита Кондряков:

    Миша, это :»Джине могут даже завести семью и жить среди простых людей. Отличить такое семейство можно по тому, что в хозяйстве семьи, даже если хозяин лентяй и ничего не делает, всегда полный порядок. Ещё одной отличительной чертой джине–женщин являются светлые волосы и голубые глаза.» очень даже напоминает Моур Португалии 🙂 . Мечта прямо))))

  2. Михаил Кудин:

    Никита, да параллелей с Пиренейским полуостровом очень много.

  3. Андрей Кизилов:

    И все эти параллели, увы, на грани конфликта между археологией и этнографией…

  4. Михаил Кудин:

    Андрей, конфликта нет. Вот например строки из моей работы подтверждающие, что и маститые археологи так думают и данные археоастрономии приведенные мной, тоже ложатся в этот ряд параллелей.
    Западные и смешанные (как западные, так и восточные) ориентировки, характерные для дольменов Кавказа, в Западном Средиземноморье отмечаются лишь в Провансе, Лангедоке, Восточных Пиренеях и на Балеарских островах. Здесь же, как и на Кавказе, одним из пиковых направлений является ориентация на первое появление полумесяца в новолуние .
    Примечательно, что дольмены из указанной области своими формами наиболее близки дольменам Кавказа. Они так же имеют трапециевидную форму, сопоставимые круглые входные отверстия и даже характерную для западнокавказских дольменов форму дворика (например, дольмен Ses Roques Llises на Балеарских островах) . Эволюция развития форм мегалитических гробниц этого региона так же хорошо согласуется с указанной А.Д. Резепкиным схемой. Здесь, так же как и на юго-западе Пиренейского полуострова, первоначально возводились круглые ложнокупольные гробницы, которые датируются серединой пятого тыс. до н. э., которые в конце четвертого тысячелетия были заменены трапецеидальными гробницами .
    В.И. Марковин отмечает, что не только сами южно-французские (пиренейские) дольмены могут быть сближены с западно-кавказскими памятниками, но и в инвентаре сближаемых гробниц (керамика с «жемчужинами», кремневые стрелы, многовитковые подвески и пр.) можно обнаружить отдельные параллели .
    Таким образом, археоастрономические исследования дольменов дают еще один аргумент в пользу миграции и сужают ареал поиска исходной культуры.