(по материалам В.П. Старка)
Имя Василия Васильевича Гельмерсена, иллюстратора пушкинского романа «Евгений Онегин», долгое время не было известно в широких кругах почитателей творчества великого поэта. В 2013 году издательство «Вита Нова» небольшим тиражом выпустило подарочное издание романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с иллюстрациями В.В. Гельмерсена и комментарием В.П. Старка. Автору этой статьи посчастливилось получить экземпляр книги с дарственной надписью автора комментариев, в которых описывается также и судьба В.В. Гельмерсена и его иллюстраций.
Родился В.В. Гельмерсен в 1873 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Образование получил в гимназии при лютеранской церкви Святой Анны, а затем в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. Не имея художественного образования, он уже в детстве овладел искусством силуэта, у истоков которого стоял великосветский вельможа маркиз Этьен де Силуэтт.
Об истории силуэтного искусства подробно рассказал в своей статье «Евгений Онегин» в силуэтах Гельмерсена Алексей Сидоров. Тогда в далеком 1941 году он писал, что силуэтное искусство в 18-19 веках широко распространилось в Европе, особенно в Англии и Франции. Силуэтные портреты, помещенные в изящные рамочки, украшали гостиные знатных вельмож, уличные художники за скромное вознаграждение делали силуэтные портреты всем желающим. Наполеон раздавал приближенным свои портреты, выполненные чернью на золотом фоне. Силуэтное искусство, наряду с рукоделием, преподавалось в институтах для благородных девиц. Позже силуэты стали использовать в качестве иллюстраций в книгах.
Превосходным примером силуэтного искусства явились иллюстрации В.В. Гельмерсена к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Они изящны, лаконичны, информативны. Сказывается глубокое знание художником пушкинского текста. Все силуэты Гельмерсена органично вписываются в пушкинскую поэзию.
К «Евгению Онегину» Гельмерсен создал более 100 иллюстраций, но при жизни художника свет увидела только одна из них в брокгаузовском издании «Евгения Онегина» 1909 года. С этих пор имя Гельмерсена стало широко известно. Первым обратил внимание на силуэты Гельмерсена пушкинист Н.О. Лернер.
Лернеру пришла в голову идея об издании «Евгения Онегина» с иллюстрациями Гельмерсена. Однако осуществить эту идею помешала Первая мировая война и последовавшая за ней революция.
После окончания университета Гельмерсен первое время работал бухгалтером при дворе. В 1914 году он был назначен старшим помощником заведующего Собственной библиотекой Николая II. К 1917 году он имел чин коллежского советника и продолжал трудиться в библиотеке Его Величества. После революции Гельмерсен не эмигрировал, а продолжил работать в Эрмитажной библиотеке. Затем его пригласили научным сотрудником в Русский музей. Но там он долго не задержался. В 1925 году ему предложили должность управляющего делами Академии наук. На этом ответственном посту ему пригодилось великолепное владение шестью европейскими языками.
В это время Н.О. Лернер вел подготовку к изданию «Евгения Онегина» с иллюстрациями Гельмерсена, которая не была доведена до конца из-за начавшихся репрессий в отношении Академии наук. Гельмерсену не простили того, что тот работал в императорской библиотеке. Он был арестован и осужден на 10 лет лагерей. С 1931 года Гельмерсен отбывал наказание на Соловках. Художник В.А. Свитальский, отбывавший вместе с Гельмерсеном наказание оставил воспоминания о нём. Именно Свитальскому принадлежит единственный портрет Гильмерсена, выполненный им в жанре силуэта. В лагерях Гельмерсен не расставался с ножницами, учил искусству силуэта товарищей по несчастью, читал им отрывки из «Евгения Онегина», раздаривал им силуэты к пушкинскому роману, которые постоянно вырезал. А ножницами и бумагой он владел виртуозно: мог создавать пушкинские образы даже с закрытыми глазами.
Актеру Вацлаву Яновичу Дворжецкому, встречавшемуся с Гельмерсеном в Медвежьей горе в 1933 году, художник запомнился, как маленький, худенький старичок, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный.
Основную часть иллюстраций Гельмерсена сохранил Н.О. Лернер. В 1934 году сразу после смерти мужа вдова Лернера передала 102 силуэта к «Евгению Онегину» директору Государственного Литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичу. В 1937 году часть их экспонировалась на Всесоюзной Пушкинской выставке, приуроченной к 100-летию со дня смерти поэта. Посетивший выставку исследователь рисунков Пушкина Эфрос написал тогда статью «Силуэты Гельмерсена», которая так и не смогла увидеть свет. Причина, вероятнее всего, крылась в том, что в 1937 году автор силуэтов был вторично осужден и приговорен к расстрелу. Приговор был исполнен 20 ноября 1937 года.
В 1940 году предпринималась еще одна попытка издать роман Пушкина с иллюстрациями Гельмерсена. Книга была даже подписана в печать 5 июня 1941 года, но опять помешала война.
В 1948 году иллюстрации Гельмерсена к роману Пушкина были описаны в «Каталоге» Государственного литературного музея с указанием размеров и строф, к которым они относятся. Вот некоторые из них: «Онегин и больной дядя», «Евгений с гувернером в Летнем саду», «Онегин, танцующий мазурку». Обычно это черный силуэт на белой бумаге, реже белый силуэт на черном фоне.
В 1993 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книга «Евгений Онегин» в силуэтах Гельмерсена» со вступительной статьей Н. Марченко «Тень художника». Однако в ней иллюстрации Гельмерсена были представлены не полностью. Спустя 20 лет петербургское издательство «Вита Нова» подготовило подарочное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями В.В. Гельмерсена и обширными комментариями известного пушкиниста В.П. Старка. В книгу вошли все имеющиеся на тот момент иллюстрации Гельмерсена и статьи о нем Э. Голлербаха, А. Эфроса, А. Сидорова и В. Старка. В книге приведен полный список иллюстраций В.В. Гельмерсена и указатель имен. Книга вышла небольшим тиражом в одну тысячу экземпляров. Рис.3.
Кроме Пушкина Гельмерсен иллюстрировал книги Л.Н. Толстого, Гоголя, Лермонтова, но особое место в его творчестве всегда занимали произведения А.С. Пушкина. В жанре силуэта Гельмерсен выполнял и экслибрисы, которые демонстрировались на отечественных и Международных выставках. До нашего времени дошли также и его силуэты, вышедшие за пределы лагерей.
Реабилитирован Гельмерсен 29 апреля 1989 года.
Подготовлено Е.К. Геращенко по материалам В.П. Старка 19 декабря 2014 года. Опубликовано 15 января 2015 года в «Сочинский новостях.рф».