Статья Саловой Татьяны Васильевны в газете «Сочи» от 22 декабря 2005 года.
Самые известные в нашем городе скульпторы Гуслевы творили здесь долгие десятилетия, и сочинцы с благодарностью вспоминают их имена.
Южный субтропический город-курорт покорил молодых художников раз и навсегда. Торжественность архитектурных ансамблей дворцов-санаториев, обрамленных пышной экзотической зеленью, море. Сияющее синевой, и много-много яркого солнца – возможно ли не полюбить это романтичным натурам, какими были молодые ваятели? Их объединяла жажда творчества, множество идей и планов, стремление помочь друг другу и, конечно, любовь. Статный и широкоплечий Владимир всегда рыцарски оберегал молоденькую супругу – нежную, хрупкую Ирочку с ее огромными выразительными глазами и светлой улыбкой.
В 50-х годах прошлого века Ираиду Яковлевну Гуслеву (1926 – 1979) направили для работы в Сочи, что считалось большой честью. За плечами была знаменитая «Мухинка» — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище.
Поступив в мастерские Художественного фонда, она с жаром молодости взялась за дело. Для Галереи писателей в парке «Ривьера» И.Я. Гуслева создает изваяния Владимира Маяковского и Александра Герцена. За свою творческую жизнь она вообще сделала множество скульптурных портретов: бюсты А.И. Одоевского, Э.К. Циолковского, хирурга В.П. Галковского, памятник И.П. Павлову и другие.
Всем известны работы И.Я. Гуслевой в монументальной пластике: скульптуры «Каменный цветок» для фонтана в «Ривьере», «Материнство» у родильного дома, мастерски выполненные барельефы на стене Дома культуры Центрального района (в прошлом – клуб «Таксомотор»), интерьеры зданий в санаториях, клубах, столовых.
А самым популярным, смело можно сказать – всенародно известным произведением Ираиды Яковлевны стала монументально-декоративная композиция «Мацеста», олицетворяющая живописный источник, что принес курорту Сочи мировую славу. Скульптура Мацесты завораживает своим сказочным образом и какой-то скрытой в нем тайной. Невозможно сказать, что у этой женщины каменное лицо. Талант ваятеля одухотворил его выражением доброты, нежности и глубокого раздумья. Фигура женщины, рожденной из скалы – это и памятник талантливой художнице, оставившей на сочинской земли яркий след.
Член Союза художников СССР Владимир Алексеевич Гуслев (1930-2001) – скульптор – анималист. Его работы знает каждый сочинец и гость курорта, кто гулял по Приморской набережной и видел «Нептуна», а в «Ривьере» подолгу не мог оторвать детей от оригинальных скульптур зверюшек.
В 1949 году Гуслев закончил Ростовское художественно-ремесленное училище. Работал по распределению на Волго-Доне, в Тбилиси, Кисловодске, а затем в Сочи.
Первое, что ему поручили на курорте, — рельеф герба РСФСР на мосту через реку Мзымта. Мастер занимался лепкой, оформляя корпуса санаториев. Свои скульптуры он делал из железа, керамики, пластмассы, бронзы, дерева… Так возникли всеми любимые «Пантера» у гостиницы «Приморская», «Павлин» у гостиницы «Сочи», деревянная скульптура «Богатырь» в Луна-парке рядом с кинотеатром «Стерео» и другие талантливые произведения, которые можно увидеть в самых разных уголках города.
На протяжении многих лет творческая биография скульптора была связана со старейшим городским парком «Ривьера», который еще с 50-х годов населен гуслевской фауной. Душевный человек, автор относился к своим питомцам почти как к живым, любовно реставрировал их. Скульптуры птиц и зверей – «Львята», «Барс» и другие – органично вписываются в облик парка ,уютно располагаются в зарослях зелени. Посетители обожают фотографироваться на их фоне.
Но наибольшую известность получила скульптура владыки морей. Как и «Мацеста» его супруги, «Нептун» Гуслева стал символом курорта Сочи. Появились красочные проспекты и календари с его изображением, с пояснениями на разных языках. Со всей страны посыпались заказы на такую же работу.
Мастер хотел заменить деревянного «Нептуна» бетонным. Однако мечте не суждено было сбыться.
Слов нет, очень жаль, но время сделало свое дело: деревянная скульптура, которой больше 30 лет, разрушается от воздействия длительных дождей. Палящего солнца, морских брызг во время штормов. Не однажды его старались подновить, отреставрировать, но… В последние годы вплотную к скульптуре, загораживая ее, лепятся киоски, ларьки, торговые столики. Теперь же к «Нептуну» подступили, совсем его вытесняя, металлические конструкции нового развлекательного центра.
Нельзя удержаться от эмоций: представить нашу главную набережную без морского царя, так полюбившегося всем сочинцам и гостям курорта, просто невозможно!
Хорошо бы объявить конкурс на такую же скульптуру, выполненную тоже из дерева и лесных коряг. Конкурс, подобный тому, который был объявлен зимой прошлого года по декоративному озеленению муниципальных территорий, изюминок нашего курортного ландшафта.
Надо, чтобы гуслевская эстафета была перенята новыми поколениями сочинских художников. У нас есть талантливые мастера, любящие и умеющие работать с природным материалом. Самого лучшего «Нептуна» можно поставить на прежнем месте на Приморской набережной вместо долго и честно служившей скульптуры Владимира Гуслева, а работы, занявшие вторые, третьи и прочие места, — разместить в парках, скверах, на детских площадках. Город же наш – приморский, этот мифологический персонаж всегда будет к месту.
А замечательный гуслевский «Нептун» все равно останется на страницах старых проспектов и путеводителей, на любительских фотокарточках в домашних альбомах и, конечно, в нашей памяти.