Изображения на стеле из песчаника близ п. Ахштырь

Неподалеку от села Ахштырь была обнаружена стела из песчаника (рис.1.1, 1.2).

Рис.1 1-2 – стела близ п. Ахштырь, 3 — cтела комплекса «Ахштырь 2», 4 — изображение рыбы на стеле комплекса «Ахштырь 2»

По характеру обработки и изображений она близка к стелам археологического комплекса «Ахштырь 2» открытого в 2011 году экспедицией ООО «Кубаньохранкультура» (рис.1.3, 1.4) к югу от южной окраины с. Ахштырь на склоне надпойменной террасы левого берега р. Мзымта1. Здесь на площади 6 х 10 м были найдены 7 каменных обработанных стел из серого песчаника. На одной из стел располагается схематичное изображение рыбы (рис.1.4), на другой зафиксировано схематическое изображение одномачтового судна с надписью на греческом языке (рис.2.1).

Рис.2 1 — изображение кораблика с надписью на стеле комплекса «Ахшырь 2», 2 – коптское надгробие 3в. н.э., 3 – катакомбное погребение в Риме 3 в н.э.

Оба символа можно отнести к эпохе раннего христианства, подобные изображения встречаются в это время (рис.2.2-2.3; 3.1-3.2), в том числе и на надгробиях легионеров-христиан Восточной Римской империи в западном Причерноморье, на территории исторической Фракии.

Рис.3 1- рисунок рыбы в римских катакомбах, 2 – свастика из Рождественского собора в Вифлееме 4в. н.э., 3- свастика и рыбы в храме Мегидо 3-4 вв. н.э., 4 – свастика в римских катакомбах.

Изображения на описываемой стеле, так же имеют полное соответствие в раннехристианской символике. Они нанесены врезами на обоих широких сторонах стелы, в верхней части. Изображение свастики (рис.4.1,4.3) является широко распространённым символом у ранних христиан и часто изображалась на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста (рис.3.4)., так и на мозаиках в раннехристианских храмах (рис.3.2-3.3), в Софийском соборе Константинополя.

Рис.4 1,3 – изображения символов свастики и «альфа и омега», 2,4 — изображения «Всевидящего ока» и креста Константина.

Ниже свастики друг над другом грубо вырезаны греческие буквы – «альфа и омега» (рис.4.2,4.4) сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего (рис.5.3).

Рис.5 1,4 – различные формы монограммы Христа (крест Константина), 2,3 – изображения «альфа и омега» на христианских храмах.

Подобное начертание последней буквы под первой известно в христианской символике (рис.5.2). Ниже изображения букв вырезана вертикальная линия.

На другой стороне стелы имеется два разных изображения глаз (рис.5.2, 5.4) Одно изображение вертикальное, другое горизонтальное. Вертикальное изображение имеет другой характер врезов, и, очевидно, было нанесено не одновременно с горизонтальным изображением и третьим знаком нанесенным врезами в одной технике со вторым.

«Всевидящее око божие» так же является известным со времён ранних христиан. Его изображение было широко распространено в Византийской империи. Подобный символ использовался в византийском иконотворчестве и на фресках ещё в .(рис.6.1). Верхняя часть горизонтального изображения глаза увенчана пятью стрелками, очевидно символизирующими сияние (рис.6.4). Небольшое изображение глаза нанесено и на центр третьего знака, грубо изображающего Крест Константина (монограмму Христа) — первого общепринятого символа христианства, который часто украшался дополнительными деталями (рис. 5.1,5.4).

Рис. 6 1 – изображение «Всевидящего ока» на фреске в раннесредневековом храме в Греции, 2 – «Всевидящее око» на иконе, 3 – фреска в христианском храме, 4 – «Всевидящее око» с сияющими лучами на фасаде христианского храма.

Подтверждением причастности стел к раннему христианству может служить близкое расположение памятников к развалинам храма в с. Ахштырь и обилие раннесредневековых христианских храмов в этом районе города Сочи.

Однако без археологического контекста однозначно отнести стелы и изображения на них к периоду раннего христианства не представляется возможным. В конце 19-го первой четверти 20-го веков на территории города Сочи находилось немало представителей различных религиозных и мистических течений (теософы, тамплиеры, масоны, монахи, относящиеся к различным религиозным организациям). Не исключено, что данная символика на стелы могла быть нанесена ими.

То, что такое возможно, подтверждают различные символы встречающееся на дольменах и рядом с ними. Это изображение лиры на камне с лунками рядом с корытообразным дольменом в Катковой щели, изображение треугольника с точкой в центре, змеи обвивающей чашу и мальтийского креста на дольмене в Мамедовой щели. Здесь рядом с мальтийским крестом такими же врезами, как и на изображении креста, нанесена дата 1903 год.

  1. Крюков Д.С. Научный отчёт «Археологические разведки в Адлерском районе г.-к. Сочи в зонах строительства объектов по программе «Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления в 2011 г. Краснодар, 2012. С.37-43 \\ Архив управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, №300