По страницам Кавказского альбома Прокудина-Горского (к 155-летию со дня рождения)

В настоящее время мы не можем представить себе жизни без цветной фотографии. А в начале ХХ века цветная фотография делала первые шаги. Фотографией занимались единицы, т.к. процесс создания фотографий был сложен и трудоёмок, требовал специальных знаний.

30 августа 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863 – 1944), учёного, изобретателя, путешественника, общественного деятеля, пионера цветной фотографии в России. Им создана уникальная коллекция цветных фотографий Российской империи.

Прокудин-Горский. Автопортрет.

После революции 1917 года Прокудин-Горский покинул Россию и вывез свою коллекцию за рубеж. Последние годы жизни он провёл во Франции, где скончался в 1944 году и был похоронен под Парижем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. В последний путь его проводил священник Борис Георгиевич Старк.

В 1948 году наследники Прокудина-Горского продали уцелевшую часть коллекции Библиотеке Конгресса США. Долгое время коллекция фотографий Прокудина-Горского была не известна широкой публике. В конце ХХ века компьютерные технологии позволили обработать цветные фотографии Прокудина-Горского и восстановить изображения. Отсканированные изображения фотографий в настоящее время находятся в бесплатном доступе на сервере Библиотеки Конгресса США. Работа по сохранению наследия Прокудина-Горского продолжается по настоящее время.

Коллекция цветных фотографий Прокудина-Горского создавалась в период с 1903 по 1916 год и насчитывала примерно 3500 единиц. Со временем часть коллекции была утрачена или повреждена. Прокудин-Горский пользовался технологией совмещения нескольких снимков, сделанных с небольшим интервалом при помощи красных, зелёных и синих светофильтров. В Библиотеке Конгресса США ныне хранится 1902 тройных негатива и 14 контрольных альбомов с чёрно-белыми отпечатками с негативов с подписями (всего 2448 отпечатков). В контрольных альбомах-каталогах Прокудин-Горский систематизировал снимки по тематическому или географическому признакам.

Лист из контрольного альбома с подписями

Прокудину-Горскому удалось осуществить грандиозный проект – запечатлеть в цвете Российскую империю. Император Николай II поддержал это начинание. Фотограф получил свободный доступ в любую точку империи, ему выделили специальный вагон для передвижения по суше, для передвижения по водным путям – небольшой пароход.

В своих записках Сергей Михайлович писал:

«Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявлять в лаборатории вагона. Иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно, если погода была неблагоприятна, и нужно было выяснять, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении, прежде чем уехать в следующий населённый пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбом».

Снимки Черноморского побережья, сделанные им в 1904, 1905 и 1912 годах, входят в контрольный альбом «Кавказ». В то время Черноморское побережье представляло собой малоизвестную окраину Российской империи. В 1912 году фотограф снимал Побережье по поручению организаторов выставки «Русская Ривьера», которая имела целью познакомить общество с достижениями этого края. Он посетил на побережье города Сочи, Гагры, Сухуми и Батуми, удельные имения в Чакве и на Дагомысе.

В Сочи Прокудин-Горский сделал ряд снимков реки Сочи, побережья и самого города с окрестностями. Датой основания города Сочи считается 21 апреля 1838 года (по старому стилю), когда близ устья реки Сочи был заложен русский форт Александрия, переименованный в дальнейшем в Сочи. С мая 1896 года Сочи получил статус города. В 1910 году население Сочи с пригородами достигло 7-7,5 тысяч человек, город развивался как курорт.

Долина реки Сочи. 1912г.
Сочи и побережье. 1912 г.

На снимке «Сочи и побережье.1912г.» белые здания на берегу моря – курорт «Кавказская Ривьера», открытый в 1909 году. В центре снимка виднеется мост через реку Сочи, а одиночное белое здание справа – дача, построенная крупным сочинским землевладельцем Хлудовым.

Фотограф побывал в пригороде Сочи – Дагомысе, где находилось царское имение, которым управлял Григорий Фёдорович Успенский. На Дагомысе у подножия горы Григорий Фёдорович построил дом, где обосновался. Со временем гору стали называть горой Успенского.

Гора Успенского

По склонам горы был разбит парк с редкими растениями. На переднем плане следующего снимка вечнозелёное хвойное растение араукария, распространённое в Австралии, островах Новой Гвинеи и в Америке. На Кавказе араукарию стали использовать как декоративное растение.

Араукария. В царском парке Дагомыс

Панорама Дагомыса составлена из двух снимков Прокудина-Горского одним из участников проекта «Наследие Прокудина-Горского».

Панорама Дагомыса

С целью привлечения на Черноморское побережье дачников государство стало продавать из казны частным лицам небольшие участки с условием их разработки и застройки. Такие участки стали называться культурными. У Прокудина-Горского есть снимок, подписанный в контрольном альбоме, как тип дачи культурного участка. Специалистам проекта удалось идентифицировать эту дачу, как дачу профессора Е.В. Павлова в поселке Уч-Дере близ Дагомыса.

Тип дачи культурного участка

На Дагомысе Прокудин-Горский снимал для выставки «Русская Ривьера» различные сельскохозяйственные культуры. В кадр фотографа попала люфа, интересное растение из влажных тропиков. Родина люфы Индия, Африка и Океания. Окультуренная люфа использовалась как техническое растение.

Люфа

Широкое распространение на Черноморском побережье получили веерные пальмы хамеропс, завезенные сюда из районов Средиземноморья.

Чаква. Аллея Hamerops

Фотограф много снимал в Гаграх, где находилась приморская климатическая станция, выстроенная в начале ХХ века по инициативе члена царской семьи принца Ольденбургского. Гостиницы курорта имели все удобства. Электроснабжение осуществлялось от собственной электростанции, построенной на горной реке Жоэкваре.

Верхний Жоэкварский водопад близ Гагр

В Батумской области, относящейся в то время к России, Прокудин-Горский снимал город Батум, побережье и Удельное имение в Чакве, где внедрялись ценные субтропические культуры, завезенные из Японии, Китая, с островов Ява и Цейлон. В Чакве находились чайные плантации, работала чайная фабрика, которой управлял выписанный из Китая мастер Лау-Джень-Джау.

Чаква. Дом Лау-Джень-Джау

Большое внимание в Чаквинском имении уделялось также культуре бамбука, из которого изготавливались разные поделки, начиная от тросточек, мебели и вплоть до водопроводных труб. Для производства изделий из бамбука была устроена целая фабрика с паровой машиной. Изделия из бамбука пользовались огромным спросом.

Чаква. Бамбуковая мастерская

В Батумской бухте имелась нефтяная гавань. Отсюда вёлся экспорт керосина, поступающего по нефтепроводу из Баку, за границу. В Баку размещалось основное нефтяное производство товарищества «Братья Нобель». Грузооборот порта достигал полутораста миллионов пудов, причём нефтяные продукты составляли свыше 85% всего грузооборота. Так называемые «Нобелевские городки» располагались в тех местах, где имелись предприятия заводчиков Нобели. Это были зачатки городов будущего. На снимке видно, что промышленный комплекс утопает в зелени.

Батум. Нобелевский городок с форта II

Кавказскую коллекцию фотографа пополнили снимки характерной для тех мест растительности. Многие снимки декоративных растений сделаны Прокудиным-Горским в Сухумском ботаническом саду и Ново-Афонском монастыре.

Монастырским садом в те годы время занимался отец Тиверий, известный на Побережье садовод-практик. Для своих нужд монахи развели плантации оливковых, апельсиновых и лимонных деревьев.

Новый Афон. Вид с юга на монастырь и оливковую рощу

Многие растения были завезены на Черноморское Побережье из родственных по климату стран и хорошо акклиматизировались на новом месте. Родина юкки Северная Америка, а клён японский, отличающийся оригинальной окраской листьев, завезён в Россию из горных областей Японии.

Новый Афон. Юкка в цвету
Зеленый мыс. Группа японских кленов. На переднем плане апельсиновые деревья

На своих снимках Прокудин-Горский запечатлел гигантские эвкалипты, привезённые в Россию профессором ботаники Н.А. Красновым в 80-х годах XIX столетия. Родина эвкалипта далёкая Австралия. Однако это ценное быстрорастущее дерево получило широкое распространение на Черноморском побережье. На выставке «Русская Ривьера» демонстрировалось около 50 видов эвкалипта.

Чаква. Эвкалипт (18-летний)

Интересные снимки сделаны фотографом в Сухуме. Сухум – очень древний город. История его насчитывает 2500 лет. Принадлежал он и грекам, и римлянам, и туркам, менял название.

Сухум. Общий вид города и бухты с горы Чернявского

В 1810 году русские взяли у турок крепость Сухум-Кале, тогда же Абхазия приняла подданство России. Своё современное название Сухум получил в 1866 году. Город расположен на берегу Сухумской бухты. Бухта настолько спокойна, что в зимнее время, когда пароходы в другие порты не могут войти, сюда заходят всегда. В начале 20 века население города составляло 40 тыс. человек, в городе имелось электрическое освещение и телефон. Достопримечательностями города являлись Ботанический сад и Сухумская опытная станция.

Сухумская садовая и опытная станция была создана в конце XIX на базе Сухумского ботанического сада. В структуру станции Ботанический сад вошёл в качестве отдела. Когда Прокудин-Горский делал снимки в Ботаническом саду, опытной станцией заведовал В.В. Маркович, уделявший большое внимание вопросу акклиматизации различный полезных для края растений и выписывающий их из различных мест южной Европы, Азии и Японии.

В Ботаническом саду в Сухуме. Хлопок

В Сухумском ботаническом саду Прокудиным-Горским сделана фотография самой большой кувшинки в мире Виктории Регии (Виктории амазонской). В контрольном альбоме у него записано, что это растение впервые в Европе выведено на воздухе (имеется в виду, что не в оранжерее) и посажено в ботаническом саду в июне 1912 года.

Victoria Regia. Посажена в июне 1912г. Ботанический сад в Сухуме

В Кавказский альбом помимо снимков Черноморского побережья вошли снимки, сделанные Прокудиным-Горским в Грузии, Армении, Дагестане, Азербайджане. Кроме Кавказа Прокудин-Горский снимал в средней полосе России, на Волге, в Туркестане, на Урале и других местах.

На его снимках мы видим города, храмы, памятники архитектуры, заводы, индустриальные объекты, природу, людей. Он внёс неоценимый вклад в развитие цветной фотографии, как учёный, а также оставил миру уникальную коллекцию цветных фотографий, запечатлевших дореволюционную Россию начала XX века во всем её разнообразии.

Творчеству Прокудина-Горского посвящён международный научный проект «Наследие Прокудина-Горского». В настоящее время фотографии из коллекции Прокудина-Горского реставрируются и идентифицируются.

Статья подготовлена Геращенко Е.К. по материалам международного научного проекта «Наследие Прокудина-Горского», открытого исследовательского проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского» и архивным материалам Н.В. Штейпа. Использованы авторские работы участников проекта. Ранее статья публиковалась в Сочинских новостях.рф.

Одна мысль про “По страницам Кавказского альбома Прокудина-Горского (к 155-летию со дня рождения)”

  1. Елена Геращенко:

    5 сентября на форуме проекта о Прокудине -Горском приведен текст статьи о соратнике Прокудина-Горского Александре Евдокимове. Сама статья опубликована в журнале «Филокартия» №2 за 2018 год. Даю ссылку: http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=7&t=167&start=50