Автор – составитель: Денис Серенко
при технической (информационной) поддержке МКУ «Архив города Сочи»
город Сочи 2017 год.
Предисловие.
Всем православным старожилам города Сочи известно о существовавшем в дореволюционный и ранний советский период храма в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Этот храм находился в северной стороне бывших казённых Хлудовских имений недалеко от знакового места современного Сочи — парка «Ривьера» (Хлудовский парк). В 30–е годы прошлого столетия храм был закрыт и на его месте стал действовать сначала безалкогольный, а затем пивоваренный завод. В 1990–е годы, после закрытия пивзавода хозяева этого места менялись один за другим, а в 2000–х оно было передано под строительство жилого комплекса «Ривьера» строительной компании ООО «Донстрой». Однако церковное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому человеку при крещении в Церкви, но и каждому храму, во время его освящения. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу своё сердце, наполненное радостями или скорбями. Даже в случае уничтожения храма, его ангел хранитель – небесный покровитель не покидает отведённого его попечению места, надеясь, что когда–нибудь разрушенный храм будет восстановлен, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых богомольцев-христиан.
В конце 19-го столетия посад Даховский стал именоваться посадом Сочи, а в начале 20–го века — городом Сочи. Именно в этот период Сочи становиться популярным среди тогдашней российской знати и начинает приобретать славу курорта. Однако вместе с тем, на потребу тогдашнего общества Российской Империи, получает своё развитие на Черноморском побережье и церковно–приходская, духовная жизнь. Строительство храмов и основание монастырей шло с трудом, так строительство известного собора в честь святого Архистратига Михаила затянулось на 16-ть с половиной лет (1874 – 1891) ввиду различных трудностей местного быта и недостатка денежных средств. Однако, как и освоение добытой кровью и потом длительной Кавказкой войны (1817 – 1864) земли в её прикладном значении (сельское хозяйство, строительство дорог, открытие различных артелей и т.п.), развитие церковной жизни шло медленно, но верно. К тому же духовная жизнь в этих краях не являла себя впервые! Предание Церкви свидетельствует о том, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный в первый век христианства, далее расцвет церковной жизни этих мест нам открывает история византийской эпохи, что подтверждается сохранившимися до наших дней развалинами древних храмов и крепостей. И вот новый виток христианской жизни на побережье Чёрного моря открывает нам завершающийся период истории Российской Империи. Период этот и славный, и трагичный по своей сути, в нём и подвиги «За Веру, Царя и Отечество», и «разброд и шатания», предшествующие «лихим дням».
Свято – Николаевский храм и Свято – Николаевское братство.
13 февраля 1912 года Строительному Комитету по постройке храма на Хлудовской стороне был отведён участок земли казённых Хлудовских имений под бывшим винным подвалом для постройки на нём школы, приюта и церкви. В тот же период времени, организовывается Свято–Николаевский приход, во главе со священником-настоятелем о. Евгением Ивановским (сын действительного статского советника, почётного члена и заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии, доктора богословия Н.И.Ивановского) и старостой Павлом Амплиевичем Россиевым (литератор, общественный деятель, директор Тюремного комитета в посаде Сочи, председатель совета Свято–Николаевского братства, который также стал инициатором возведения изящной часовни–книжницы на старосочинском базаре, а также принимал участие на Поместном Соборе Православной Российской Церкви (1917 – 1918) как мирянин от Сухумской епархии, Черноморской губернии, города Сочи).
Через два года с начала возникновения и активной деятельности прихода, в мае 1914 года храм на Хлудовской стороне был освящён в честь святого святителя Николая Мирликийского Чудотворца. К этому времени уже проводились богослужения в переоборудованном для этого бывшем винном погребе, и осуществлялась другая церковная деятельность. Следует отметить, что освящённый в 1914 году храм планировалось расстроить до масштабов собора, но поскольку началась Первая мировая война, трудности военного времени лишили приход такой возможности. Тем не менее, значение этого прихода, Российской Православной Церкви тех лет, и возникшего при нём, одноимённого ему братства, в образовывавшемся на юге империи городе-курорте Сочи было существенным в делах на потребу того времени, о чём свидетельствуют нам и наши историки:
«В тяжелый период Первой мировой войны для облегчения духовной участи российского обывателя в стране создаются православные братства. Одно из таких братств было создано в городе Сочи накануне войны 15 декабря 1913 г. [36] Уже 1 декабря 1914 г. у братства появился собственный печатный орган «Известия Свято-Николаевского братства». В данном органе публиковались официальные сообщения Святейшего Синода (высшее государственное учреждение Российской империи), сообщения по епархии, объявления о жизни и мероприятиях, проводимые братством. Огромное значение уделялось укреплению духа русского солдата и человека тыла. В своей постоянной деятельности братство осуществляло помощь малоимущим, в особенности, членам семей, призванных в Действующую армию. 8 июля 1915 г. после утренних богослужений из соборной (собор Архангела Михаила) и Свято-Николаевской церквей прибыли на Пластунскую площадь крестные ходы. Здесь пятью священниками с дьяконом было совершено всенародное молебствие о даровании победы русскому и союзному с нами оружию над врагом. Перед молебствием о. Смарагдовым было сказано краткое, но ясное и зажигательное слово о войне и причине моления. Дьякон Остроумов прочёл воззвание Святейшего Синода к православным христианам о долге перед защитниками Родины. По предложению о. Смарагдова некоторые церковные песнопения были исполнены молящимися совместно с хором певчих под управлением И.А. Шмелева. После многолетия была провозглашена Вечная память всем, положившим свой живот на поле брани в защиту Веры, Царя и Отечества. После молебствия был произведен кружковый сбор в пользу воинов. По окончании молебствия раздались крики «ура» в честь России и союзных держав, а хор певчих несколько раз исполнил гимн «Боже, Царя храни!». На молебствии История и историки в контексте времени. 2012. № 9 ― 69 ― присутствовал и начальник Сочинского округа [37]. 28 февраля 1916 г. Свято-Николаевское братство на базарной площади осуществило закладку книжницы-часовни. Торжество собрало многочисленную публику. Присутствовал почетный член братства начальник Сочинского округа Ф. И. Яников. Торжественны молебен и закладка здания, которое явилось первым в этом роде, на территории всей Черноморской губернии, совершил товарищ председателя совета братства священник отец Евгений Ивановский. На молебне пел хор Собора Михаила Архангела под управлением (вместо заболевшего И. А. Шмелева) А. А. Потатука. Председатель совета П. А. Россиев в своей речи выразил значение этого торжества, которое есть исполнение завета предков потомкам, провозглашенного устами киевского летописца: «Велика бывает польза от учения книжного, и велика бывает польза от народного самосознания». По словам Павла Амплиевича, «этот праздник есть праздник не только братства, маленькой, скромной пчелы, несущей свой мед в соты общественного сознания и филантропии, но это праздник всех слоев местного общества. И городское управление, представляя небольшую площадь базарной земли под братское сооружение, мудро учло моральную ценность дела, которая всегда выше коммерческих соображений» [38]. Произведенный почетным членом братства Е. А. Кушлянским кружечный сбор дал 91 руб. 65 коп. Кроме того, В. И. Сутугин пожертвовал 50 руб., а Е. А. Кушлянский — 25 руб.[39] 15 октября 1916 г. было проведено торжественное освящение книжницы-часовни на базарной площади, построенной благодаря усилиям Свято-Николаевского братства. Чин освящения совершал отец Евгений при сослужении священника отца Александра Ильинского и отца Петра Славина, а также при участии отца диакона Н. Ф. Остроумова. После освящения выступил председатель братства П. А. Россиев, который охарактеризовал цели и значение книжницы и историю ее возникновения. Как отмечал корреспондент «Сочинского листка», «речь произвела сильное впечатление на слушателей…». На освящении присутствовали статс-секретарь А. С. Ермолов, начальник Сочинского округа Ф. И. Яников и масса молящихся [40]…» 1, — сколько содержания в этой странице истории того славного времени созидания. Через 100 – летие слышна вера тех людей, их стремление послужить Отчизне, их доброта и милосердие, забота об общем для всех благе и просвещении народа.
В деятельности Свято – Николаевского братства была не только забота о духовном просвещении и материальной помощи нуждающимся, как мы видим из истории, но так же и попечение о духовном окормлении черноморской паствы. В то время храмов на побережье было совсем не много, в основном в более существенно обосновавшихся сёлах греков, перебравшихся в эти места из Турции, после окончания Кавказкой войны. Вместе с тем людей прибывало в эти края из разных мест с каждым годом, и основывались новые поселения, но бедность не позволяла селянам строить храмы и содержать духовенство. Тем не менее, священники также жили в некоторых посёлках и служили в домах, имея на то благословение священноначалия. Однако и этого было не достаточно для населения сочинского побережья, которое преимущественно было православным. И поэтому священниками и другими членами братства предпринимались объезды сёл на лошадях с палаточным храмом, для совершения богослужений, крещения, исповеди и причащения нуждающихся. Сохранились об этом некоторые рассказы – воспоминания, здесь (Поездка на Ажек «Известия Свято — Николаевского братства» №9 от 15 июня 1915 г.) можно прочесть один из таких, окунувшись в атмосферу событий той поры.
Гимназия и Церковь.
На одном земельном участке вместе со Свято – Николаевской церковью располагалась в то время мужская гимназия, что не удивительно, поскольку до отделения Церкви от государства, декретом Совнаркома в 1918 году, Церковь принимала участие не только в общественно полезной, социальной, гуманитарной деятельности, но и в образовании и воспитании будущих поколений. Именно потому, что рядом с храмом находилась гимназия, некоторые жители настоящего Сочи, путаясь, считают, что на этом месте находился мужской монастырь. Действительность, похоже, была такова, что трудно было отличить дисциплинированных гимназистов от смиренных монахов, да и далеко не все люди, выросшие уже в советской эпохе, могли разобраться во внешних отличиях в одежде и прочей атрибутике между светским–мирским и церковным–духовным чином. Строй Российской Империи напоминал один большой монастырь, в котором у каждого было определённое послушание на общее благо Отечества и Церкви, без которой прошлое, настоящее и будущее великой России просто немыслимо.
Знаменательно, что известная в городе Сочи Платановая Аллея была высажена, чуть более 100 лет назад, как раз гимназистами из этого самого учебного заведения. Эта акция была организованна не случайно, а к приезду в Сочи Всероссийского Самодержца, великого государя–императора Николая 2-го с благочестивым семейством. К сожалению, этот визит главы Российского престола в развивающийся посад-город не состоялся.
Очевидно сколь многогранной, интересной и полезной была жизнь Свято–Николаевского прихода на Хлудовской стороне посада-города Сочи.
Отдельно следует сказать о старосте и настоятеле этого прихода, о которых уже было несколько упомянуто выше.
Основатель одноимённых храма и братства — Россиев П.А.
Человеком удивительной энергии и созидательной – доброй воли был Павел Амплиевич Россиев, который волею судьбы оказался у истоков возникновения Свято-Николаевской церкви, ещё будучи, активнейшим руководителем Комитета по постройке храма и школы на землях Хлудова. Его судьба как литератора складывалась весьма не просто. Она была полна странствий, надежд и разочарований, большого труда и, наверное, главное в ней было обретение веры. Так бывает, что люди воспитанные в православной религиозной традиции, будучи крещены с детства, лишь со временем постигают свою веру в её глубинных основах и такое открытие, как правило, бывает следствием опытного познания жизни и обретения её настоящего смысла. Такая перемена в жизни человека непременно сказывается на его внешней деятельности, а особенно это заметно проявляется в творчестве и самовыражении. В литературных трудах П.А.Россиева такой путь прослеживается довольно ясно: начинает он свои труды с неприметных статей и рассказов художественного, исторического и публицистического содержания как путешественник, а продолжает уже и как религиозный мыслитель, осмысливающий историю и жизнь русского народа. Публиковался Россиев во многих изданиях. Так, его статьи есть в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
В Сочи творческий талант Россиева проявился в издательской деятельности. В 1914 – 1916 г.г. он издаёт журнал «Известия Сочинского Свято–Николаевского братства», на страницах которого появляется его проект: с помощью дарителей из среды братства, сочинской паствы и всех сочувствующих собрать воедино любые материалы по истории Сочи, чтобы в завершении создать в Сочи историко–географический музей. В марте 1913 года он обратился к городскому голове с инициативой отметить 75–летие Сочи 23 апреля (6 мая н/ст), в день памяти форта Александрия. Так впервые с размахом был отмечен день основания Сочи.
Достойный сын своего Отечества, уроженец Орловской губернии (1873 г.р.), Павел Амплиевич Россиев был арестован в Сочи осенью 1920 года, по обвинению в «редактировании статей контрреволюционного характера» и вскоре расстрелян. Окажись он в эмиграции, наверное, появились бы новые очерки и книги, несущие глубокие смыслы о революционных событиях и их последствиях для России, которой он был созвучен и душой и фамилией.
Настоятель храма – священник Евгений Ивановский.
Настоятель Свято–Николаевского прихода о. Евгений Ивановский (1879 – 1926 г.г.), начинал своё служение в 1907 году на берегу Волги под Казанью, в большом богатом селе Васильево в Крестовоздвиженской церкви. В этом селе у его отца – именитого профессора Казанской духовной академии Николая Ивановича Ивановского была дача, на которой часто гостили архиереи и профессора–богословы. Церковные и семейные хроники сохранили память о том, что 12 июля 1897 года, путешествуя по Волге, в селе Васильево побывал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, где всероссийский пастырь отслужил божественную литургию и затем направился на дачу профессора Ивановского, где благословил его семью. К 1912 году о. Евгений с женой, у которой были слабые лёгкие, переехал в Сочи, где стал настоятелем зарождавшегося на Хлудовской стороне прихода. Также он стал помощником председателя (Россиев П.А.) и секретарём совета Свято–Николаевского братства, под эгидой которого активно проводил беседы и лекции, устраивал народные чтения на религиозно–нравственные и исторические темы. Его супруга, сердобольная матушка Анфуса занималась благотворительностью, собирала средства для бедняков. В 1916 году о.Евгений освятил первую на территории Черноморской губернии часовню – книжницу на старосочинском базаре (ныне ул. Поярко), в которой велась торговля книгами и другой литературой для народа.
В декабре 1917 года в Свято–Николаевском храме о. Евгений отпевал семью Горемыкиных, убиенных в Сочи:
«Люди при отпевании зажигали свечи. Некоторые потом на домашних дверях выжигали ими кресты, так как считали страстными».
Отставной премьер–министр царского правительства Горемыкин Иван Логгинович после февральского переворота 1917 года отправился на Черноморский берег Кавказа, в надежде пережить здесь смутные времена. Со своей супругой они остановились в городе Сочи на даче–пансионе «Эйрене» (сейчас там находится гостиница «Жемчужина»). Но уже 25 октября, после «великой октябрьской революции» они подверглись нападению от неизвестных, ворвавшихся к ним ночью и предъявивших предписание из Петрограда от контрразведки по борьбе с контрреволюцией. По всей видимости, ввиду того, что место это было достаточно людным, налётчики, забрав деньги и ценности, скрылись, и дело приобрело вид простого ограбления. Но уже после того как Горемыкины перебрались жить на дачу в Катково–Леонтьевском урочище (сейчас там находится санаторий «Заполярье»), в начале декабря 1917 года, нападение повторилось. Однако на этот раз его результатом стало убийство Горемыкина с супругой – Александрой Ивановной (в девичестве Капгер), а также их дочери Александры и её мужа — генерал–лейтенанта морского штаба, дипломата Ивана Александровича Овчинникова. Так ознаменовало себя начало революционных свершений над Россией в городе Сочи. В воздухе витал дух тревоги и смятения. Размеренное и степенное созидание остановилось. В начале января 1918 года в Сочи пришли к власти большевики.
В 1918 году по декрету о национализации Церкви дом священника и всё его имущество конфисковали, и о. Евгений переехал в село Весёлое, в горах между Адлером и Гаграми, где служил в небольшой деревянной церквушке во имя Святителя Николая, живя с супругой в бедности.
«Чистейшей души был человек, добрейший, — вспоминает Екатерина Александровна Матяшина: служил от всего сердца, так проникновенно! Помню в Преображение местные жители – молдаване освящали виноград, приносили огромные корзины, и в каждой горела свечка…»
В 1926 году о. Евгений умер в возрасте 47-ми лет, якобы от столбняка, что вызывает вероятные домыслы о его смерти… По всему очевидно, что о. Евгений Ивановский не был угоден новой «советской власти» — большевикам, ввиду своей активной деятельности на ниве духовного просвещения. Свято–Николаевский приход города Сочи продолжал свой крестный путь, но уже с другими настоятелем и старостой. Некоторые члены причта оставались на своём месте, но с 1922 года уже в составе Народно – Христианской Общины.
Свято – Николаевский приход после революционных событий.
Свято–Николаевский приход вступил в новую эпоху — эпоху цинизма по отношению ко всему святому и откровенно враждебную Христовой Церкви. Но жизнь продолжалась, и несмотря ни на что Российская Православная Церковь продолжала выполнять своё божественное предназначение, заботясь о спасении человеческих душ в попущенных Богом по грехам людским, по истине «дышащим адом» условиях. С 1918 года уже действовал декрет новой власти «о свободе совести, церковных и религиозных обществах», однако власть в городе взяли сначала грузинские меньшевики, а затем добровольцы генерала Деникина. Большевики восстановили свою власть в Сочи уже в 1920 году. В начале августа 1922 года прихожанами Свято–Николаевской церкви города Сочи было проведено общее собрание под председательством нового настоятеля храма о.Евгения Пономарёва, на котором после ознакомлении прихожан с декретом, было постановлено образовать Народно–Христианскую Общину при Свято–Николаевской церкви. Были избраны члены Правления Общины, как исполнительного органа, в составе 12-ти человек и 12-ти кандидатов к ним. В числе кандидатов, в протоколе данного собрания, упоминается Сергей Старк (племянник Александра Александровича Старка – русского энтомолога, систематика живой природы, жившего в Сочи, а также родной брат Георгия Старка – контр-адмирала, который после революции перешёл в подчинение адмирала Колчака и возглавил сначала Волжскую, а затем Сибирскую флотилию). Избранному правлению, поручается принять меры к скорейшему проведению в жизнь постановления собрания об образовании общины путём заключения договора с Сочинским Исполкомом.
Следом за этим собранием, 8 августа 1922 года следует собрание Правления Народно–Христианской Общины при Свято–Николаевской церкви, на котором был избран новый староста прихода гр. Татаринов. Также была проведена опись имущества храма. Так приход вынужденно приспосабливался к новым порядкам, в надежде на своё дальнейшее существование, которое продолжилось ещё порядка 10-12 лет.
К сожалению, об этом периоде существования прихода и судьбе Общины Свято–Николаевской церкви сведений практически не сохранилось по понятным причинам, кроме некоторых протоколов собраний и рассказов – воспоминаний старожилов города: «в этой церкви венчались мои родители».
Отдельно можно упомянуть о том, что с 1907 в Сочи жила Инна Карловна Старк (1884-1969) вместе с братом Сергеем Карловичем и матерью Агриппиной Никаноровной. Во времена войны 1914 года Инна Карловна вместе с патриотическими сочинскими дамами учредила кафе «Чашка чая», где дамы хозяйничали по очереди, а доход шёл на содержание санатория для больных и раненых воинов. В 1920 году Инна Карловна вышла замуж за Владимира Владимировича Штейпа, с которым они обвенчались в церкви без купола, что за Хлудовским парком (Свято–Никольский храм).
19 июля 1927 года из ведения «Николаевской общины» была изъята часовня-книжница на старосочинском базаре, что было оформлено в «законном порядке», под предлогом дальнего от храма расположения (две версты) и не совершения в ней религиозных обрядов, а лишь торговли. История Свято–Николаевского прихода подходила к своему завершению. В начале 30-х годов, а именно к 1934-му году на территории Сочинского округа все приходы Православной Российской Церкви были закрыты. Оставались считанные годы до нападения фашистской Германии на СССР. Кто знает, может быть, если не произошло бы в России революции, возможно, могло и не случиться этой страшной войны? Оставим этот вопрос на суд истории.
Заключение.
Минуло 100 лет с дней великой для России трагедии, сначала «февральского», а затем «октябрьского» переворотов. В декабре этого года будет 100 лет со дня гибели в Сочи семьи отставного царского премьер–министра Горемыкина с семьёй, а в июле следующего 2018 года — 100 лет трагедии убийства царской семьи большевиками в Екатеринбурге, которую кроме как «Русская голгофа» не назовёшь. Немало крови наших предков, разного чина, сословий и национальностей пролилось, в последующей революции, гражданской войне и днях «лихолетия» и репрессий. Далее Вторая мировая война, как следствие происходящих вслед за гибелью Великой Российской Империи, разрушительных процессов в мире и снова гибель миллионов наших соотечественников. Чему научила нас история за это время? Вернулась ли Россия к своим истокам после так называемой «перестройки» или ушла от них ещё далее, прикрываясь внешними изменениями «режимов» управления? Осознаём ли мы ту чудовищную трансформацию, пережитую нашим народом, за это время? Хотим ли мы быть созидателями жизни или будем продолжать «дело революции» в тех или иных формах деятельности? Кто мы: народ победитель или народ победивший самого себя? На все эти вопросы до сих пор определённых и однозначных ответов нет. Всё наше дальнейшее: настоящее и будущее России зависит от нас самих, от нашего осознания истории без приспособления её под какую–либо политическую конъектуру. Есть в прошлом нашей великой страны уроки созидания и чести и есть примеры разрушения, и потери образующего начала. Что же нам на самом деле дороже и ближе, на чём бы нам хотелось воспитывать будущие поколения наших граждан, решать сегодня нам.
В г. были предприняты несколько попыток обращения от неравнодушных жителей и духовенства РПЦ г. Сочи в Администрацию города с просьбой о сохранении духовно–исторического наследия города, но внятного ответа от чиновников не последовало. Будем надеяться, что этот небольшой очерк как – то поможет разрешить сложившуюся ситуацию…
Ну а пока на святом – историческом месте красуется «победившая» некогда революция и многоэтажные здания коммерческого жилья.
Для составления данного очерка использованы исторически – архивные сведения и публицистические материалы из открытых источников.
- А.А. Черкасов, Провинциальный городок в Первой мировой войне: Сочи в августе 1914 – феврале 1917г.г. ↩
Я нашёл во времена разрушения пивзавода много старинной черепицы и сдал 12 штук в наш сочинский музей. Очевидно, что это того времени, когда там был храм. Когда её увидят наши внуки?