Древний город карликов

В конце сентября 2002 года Сочинским отделением Русского географического общества совместно с общественной организацией по изучению и охране историко-культурного наследия «Терра . икс» была проведена краеведческая экспедиция с целью исследования археологических памятников далекого прошлого — ацангуар, дольменов. В ходе экспедиции были осмотрены и описаны многочисленные комплексы ацангуар на горе Ачишхо. Обнаружена неизвестная ранее учёным группа дольменов на хребте Бзыч. Но, самая удивительная находка экспедиции, это целый город ацангуар под горой Большая Чура.

Ацангуар в переводе с абхазского языка означает «ограда карликов». Так абхазы называют таинственные сооружения, сложенные из необработанных камней, методом сухой кладки. Ацангуары широко встречаются по всей Абхазии в зоне субальпийских лугов, а иногда заходят и в зону леса. На территории Сочи ацангуары находятся в высокогорье, от границы с Абхазией до -Оштеновскаго массива.

img-sv-0268

Народная память не оставила достоверных сведений о строителях удивительных сооружений и их назначении. Сохранилась лишь очень архаичная легенда о населявших эти земли некогда, в допотопные времена золотого века племени маленьких, но необычайно сильных карликов. Ими была выведена особая порода гигантских, длиннобородых коз. Со своими стадами карлики жили в специальных, небольших, каменных оградах. Труднодоступность высокогорных памятников мешает их тщательному исследованию. За более чем столетнюю историю изучения ацангуар археологами были проведены лишь небольшие разведки. Поэтому среди учёных существуют самые разнообразные мнения о времени возведения и назначении ацангуар. Одни считают их древними культовыми сооружениями, другие своеобразными дорожными станциями-укрытиями купцов путешествующих по горным караванным путям. Большинство учёных склоняется к версии легенды, считая ацангуары древними жилыми пастушескими и хозяйственными сооружениями. Правда, добавляя, что пасли древние скотоводы не упомянутых в легенде коз, для которых низкие ограды никакого препятствия не представляют, а овец. Время возникновения ацангуар тоже датируют по-разному. От второго тысячелетия до нашей эры (Л.Н. , Ш.Д. ) до конца первого — начала второго тысячелетия нашей эры (Ю.Н. Воронов, Ц.Н. Бжания).

Один из самых больших и загадочных комплексов ацангуар обнаружен руководителем экспедиции, сотрудником Центра дополнительного детского образования Лазаревского pайона Ивиным С.В. под скалами Короны Чуры, на высоте 1905 метров над уровнем моря. Столь крупного, сложного и хорошо сохранившегося «городского» комплекса ацангуар в окрестностях Сочи больше, пожалуй, нет. Обширную площадь 120 х 72 метра окружает невысокая, теряющаяся в зарослях травы и рододендрона каменная ограда, чья изначальная высота не превышала 40-50 сантиметров. Единственный, узкий — 0,6 метра вход находится в восточной стороне ограды. На ограду как бусы нанизаны 12 округлых построек, чья высота сейчас достигает 1,3-1,5 метров. Несмотря на высокие стены помещения ацангуар не имеют входных и оконных проемов, а их внутренний диаметр в основном равен 3,2 метра. Этот размер часто встречается среди ацангуар горы Ачишхо и в Абхазии, что позволяет говорить о неком едином строительном модуле ацанов. Внутри ограды есть ещё несколько ацангуар, два из которых имеют дополнительные пристройки. Одна из ацангуар находится за пределами комплекса, но связана с ним ответвлением ограды. Толщина стен построек колеблется от 0,5 до 1 метра. А стены, обращенные к югу, вниз по склону, достигают толщины 2,5 метра.

img-sv-0269

Внутреннее пространство «города» поделено небольшими оградами, что хорошо видно на плане. А самое необычное для ацангуар сооружение — это каменный курган в центре комплекса. Нигде более среди ацангуар курганы пока не встречались. В двух наиболее крупных ацангуарах с дополнительными пристройками членами экспедиции были найдены древесные угольки, кусочек тонкого современного стекла и обломки древней керамики, покрытые рифлением. Археологом Н.В. Кондряковым эта керамика предварительно датирована поздним бронзовым веком.

img-sv-0270То, что ацангуары возводились в далёком прошлом, когда как утверждает легенда об ацанах, климат в здешних горах был гораздо теплее, чем теперь, подтверждают осмотренные нами «ограды карликов» под горой Зелёной. Ныне эти постройки освобождаются из под снега лишь на два месяца в году, как и древний аланский город в урочище Архыз. Гляциологи предполагают, что в начале второго тысячелетия нашей эры на Западном Кавказе, как и во всём северном полушарии зимы, были сухими и малоснежными, наступил так называемый «ахрызский» перерыв». В 13 веке влажность вновь резко возросла, увеличился снежный покров и ледники, что, в конце концов, привело к гибели города. Данные гляциологов подтверждает и радиоуглеродный анализ. На климат на нашей планете влияет активность солнца. Минимумы солнечной активности коррелируются с мини ледниковыми эпохами. В это время в годовых кольцах деревьев откладывается большое количество углерода-14. Высокая солнечная активность отмечается с 1054 по 1300 годы. Но возможно ацангуары перестали строить гораздо раньше, во втором тысячелетии до нашей эры. И тогда прекращение их строительства связано с так называемым «Египетским минимумом» — мини ледниковой эпохой с 1500 по 1300г. до н.э. В этот период произошло крушение восемнадцатой египетской династии. Вокруг Чёрного моря распадается Циркумпонтийская культурно-историческая и металлургическая провинция. Наиболее катастрофическими изменения климата были конечно же, в высокогорье, что нашло отражение в легенде о гибели ацанов и их стад от холода и мороза.

Целый ряд деталей осмотренных памятников склонил членов экспедиции к выводу, что ацангуары, вероятнее всего — культовые сооружения. Так многие, очень хорошо сохранившиеся «ограды для скота» не имеют входов для загона внутрь, да и удержать такая преграда, высотой 30-50 сантиметров не могла не только коз, но и другой скот. Некоторые из оград не отгораживают пространство, а служат лишь элементом соединяющим вместе так называемые «жилые ацангуары». Отдельные, типичные сдвоенные ацангуары были найдены экспедицией на скалистом гребне горы Ачишхо, рядом с вершиной. Строить их там даже в качестве временных укрытий нецелесообразно. Со всех сторон ацангуары окружают крутые, скалистые склоны, место все время продувается сильными ветрами. Возможно, эти постройки служили для поклонения сверхъестественной силе — Аныха, обитавшей, по воззрениям абхазов на вершинах некоторых хребтов. Ритуальное назначение ацангуар подтверждает скальная плита с петроглифами эпохи средней бронзы, обнаруженная сочинскими архитекторами А. Климычевым, О. Кмиссаровым и Г. Серебряковым среди «городка» ацангуар на перевале Аишха. Свидетельствует об этом и обнаруженный нами в городе ацанов курган, и находки из самих ацангуар. Некоторые из ацангуар в Абхазии буквально засыпаны наконечниками стрел, копий — явно подношениями горным духам.

Как считают учёные, с глубокой древности на этой территории население не менялось. Традиции хозяйствования, в том числе отгонное скотоводство, несмотря на природные катаклизмы, сохранились до настоящего времени. Но, ацангуары, как пастушеские сооружения почему-то не только были заброшены, в народной памяти даже не сохранилось достоверных сведений об их назначении. Карлики, о которых рассказывает легенда, являются, прежде всего, мифическим народом, обитателями иного, подземного мира. Об их хтоническом характере говорит само имя — ацан, что в переводе означает «на дне, внизу» И соответствует подземному миру.

Козы — животные ацанов повсеместно являются символами плодородия, за которое отвечают в первую очередь хтонические боги. Пшеница, серпы, которые впервые появляются у ацанов, тесно связаны с плодородием земли, богами подземного мира. В легендах родственным абхазам адыгов, карлики — обитатели не только каменных крепостей, но и дольменов — ритуально-погребальных сооружений бронзового века. С загробным миром и древними каменными культовыми сооружениями — мегалитами связывают карликов и в других странах мира. Иногда эти легенды сходны с легендой о ацанах до мельчайших деталей, вплоть до yxoда под землю маленького народа. Например, кельтские карлики-сиды, уходят под землю, в холмы, скрывающие западноевропейские мегалиты, освободив землю для её нынешних обитателей — людей. И, по всей видимости, культ ацангуар был связан с подземным, загробным миром.

Впервые описавший ацангуары и легенду о ацанах замечательный ученый Н.М. Альбов интуитивно ощущал эту связь. Он неоднократно ночевал внутри каменных оград, в которых по его же словам «чувствуешь себя на громадном кладбище, на грани, которая отделяет настоящее от прошедшего».

Участникам экспедиции удалось лишь прикоснуться к этой грани. Древние города карликов по прежнему хранят множество тайн и загадок, не меньше, чем известные всему миру затерянные города инков и майя.

img-sv-0271