Убыхи Сочи — мореходы и корабелы или где жили дворяне рода Чизмаа

Бытует расхожее мнение, что — это горцы, наездники, воины. Но есть ряд фактов, которые однозначно характеризуют их как умелых мореходов и кораблестроителей. По весьма сложным обстоятельствам грузино-абхазской войны 1992-1993 сгорели рукописи Шалвы Денисовича Инал-Ипа – «», которая была фактически написана ещё более двадцати пяти лет назад. Кропотливым трудом в последние годы жизни он попытался по крупицам воссоздать её, но, к сожалению, завершить работу не успел. Усилиями единомышленников эта книга всё же была издана в 2015 году. Многие факты из этого научного труда освещают малоизвестные аспекты жизни убыхов, в том числе и их навыки и умения в морском деле.

Как умелые пираты жители побережья Сочи и Абхазии – гениохи — описаны ещё в античное время. Известный географ Страбон (нач. I в.н.э.) оставил нам яркую характеристику гениохов-пиратов, сообщая, что они «живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около 25 человек и редко могущие принять 30; эллины называют их камарами… Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую нибудь местность и даже город, они господствуют на море… Возвращаясь в родные места, они за неимением стоянок взваливают свои камары на плечи и уносят в леса… а когда наступает время плавания, они снова сносят камары на берег». Но как можно уносить от моря в леса по бездорожью целую флотилию двадцатипятиместных ладей, если современный шестивесельный ял весит около тонны. Очевидно часть камар была построена не только из древесины.

Более того очень интересны для логического анализа хроники Корнелия Тацита ( ок 58-117г.г.н.э), который описал восстание против Рима варваров черноморского побережья под руководством некоего Аникета. Восставшие разорили Трапезунд и сожгли римские суда находившиеся в нём, после чего «Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти называются у них камары… варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами… грести на них можно в любую сторону, эти суда кончаются острым носом и спереди, и сзади…»

Так из чего и как можно так быстро построить столько кораблей? Ведь постройка корабля не только дорогое, но и высокотехнологичное дело, требующее наличие стационарных верфей с квалифицированными корабелами. Так, например, Гокстадский корабль одного из вождей викингов Норвегии был рассчитан на тридцать два гребца, и такую махину по горам особо не потаскаешь. А камары гениохов, также вмещавшие в себя до тридцати человек, их хозяева носили на себе — то в горы, то обратно к морю без большого напряжения.

Свет на этот вопрос проливает предположение специалистов по древним вооружениям о том, что камары были не деревянными, а кожаными. Поскольку скотоводство на Кавказе всегда было хорошо развито, то со стройматериалами, как можно догадаться, больших проблем не было. Постройка таких вместительных плавсредств из шкур животных абсолютная реальность. Так, например, до недавнего времени у эскимосов использовались многовесельные кожаные байдары (ан-япик), вмещавшие в себя 20-30 гребцов.

Весьма ценные данные об абхазском мореплавании оставил нам Гамба — французский путешественник первой четверти ., засвидетельствовавший в 1826 г. у абхазов наличие больших восьмивесельных суден-лодок. «Абхазская лодка», как автор сам её называет, была настолько примечательной, что он оставил подробные её зарисовки: внутреннего вида, плана снизу, продольного разреза, вертикальной проекции, вида сзади, весла и крючка для задержания судна во время морского боя, а в своем параллельном словаре некоторых абхазских, черкесских и грузинских слов он записал вышедший уже из употребления абхазский термин mattwher, означавший лодку (Рис. 1)1.

Рис. 1 Абхазская лодка и весло к ней, начало XIX в. (по Гамба)

В более поздний период описываются «Военные суда позднего средневековья, по словам Вахушти Багратиони, вмещавшие до 300 человек. К сожалению, описание их, если оно и существовало, утрачено, осталась только книжная память об их бытовании и названии …»2.

Интересная гравюра черкесской боевой галеры была помещена в книге Тэбу Де Мариньи (Рис. 2) и галер в интернет статье «Пираты синих гор» к сожалению без указания авторства (Рис. 3).

Рис. 2.1. Черкесская боевая галера начала XIX века.
Рис. 2.2. war_boat
Рис. 3. Черкесские пираты атакуют крупный парусный корабль.

В майкопском музее экспонируется модель черкесской боевой галеры (Рис. 4-7) (фото автора статьи).

«К сожалению, осталась неописанной галера (?) («бригантина» по словам писавшего о ней А.Ф. Рукевича) сочинского князя Ахмета Аублаа. Этот отчаянный морской пират, славившийся по всему побережью, владел каким-то замечательным судном. На этой, по словам автора, «чрезвычайно оснащённой бригантине», во главе таких же отчаянных, как и он сам головорезов, князь совершал нападения даже на крымские и турецкие берега. Русские военные суда «долго и упорно» гонявшиеся за ней, «так и не смогли её захватить».3.

«В 1830 , Россия учредила Черноморскую береговую линию в целях установления блокады Черкесии. С этого времени только мореходные и пиратские навыки, воинские таланты отдельных капитанов позволяли черкесам иметь необходимые припасы. В 30-50-е годы XIX века в главнейших портах Анатолии — Трапезунде, Синопе и Самсуне — постоянно проживало около 370 черкесских семейств, представители которых в обстановке постоянного риска осуществляли все необходимые поставки в Черкесию. Обратите внимание, что не османское правительство занималось поставками вооружения в Черкессию, а сами черкесы».

«В докладной записке А.П. Бутенева адмиралу Лазареву перечислены уроженцы Шапсугии, Натухая и Убыхии — морские капитаны, отличившиеся в боях с русскими: Али Буюк, Агвай Хаджи, Агвай Тагир, Борук Ибрагим, Даут Кешис, Хаджи Бесленей, Карма Идрис, Хурум Мустафа, Негму Энох, Кимки Осман, Ирамек Исмаил, Дыз Аслангер, Хатко Селим, Гоген Умар»4.

«В октябре 1836 года в районе Сочи бриг «Нарцисс» был атакован семью убыхскими галерами. Согласно докладной записке командира брига капитан-лейтенанта Варницкого на имя адмирала Лазарева экипаж понёс большие потери, и дело едва не дошло до абордажа, который неминуемо завершился бы в пользу горцев. Корсары вели бой организованно, и все подчинялись указаниям своего капитана, находившегося на носу одной из галер. Он длинным шестом отдавал команды соплеменникам и указывал направление атаки каждой галере»5.

«В начале 1841 г. русское командование было обеспокоено известием о действиях Хаджи Берзека по комплектованию военной эскадры, специально предназначавшейся для нападения на ладьи азовских казаков. Стараясь усилить свою флотилию «неугомонный старец» решил увеличить и военный флот. По его поручению, как стало известно в русском стане от лазутчиков, недалеко от форта Навагинского житель левобережья р. Сочи дворянин Омер Чизмаа выстроил три новые галеры (описание их не сохранилось), несомненно военные. Они предназначались для нападения на азовские ладьи, приходившие в укрепление Навагинское (Сочи) из Головинского (устье рек Субаши и ) и из укрепления «Святого духа» (.6.

Очевидно, что спустить на воду построенные галеры в Сочи было не возможно по военно-стратегическим причинам. Наиболее подходящим местом, вероятно, была долина реки Псахе. Ведь, как известно, «сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон )7.

Интересно отметить, что род Чизмаа неоднократно упоминается в документах и рапортах. Несомненный интерес представляют материалы из архивов Сочинского отделения Русского географического общества собранные краеведом В.М. Валуйским. Эти материалы — многочисленные копии из архивов ЦГВИА и ЦГИА ГР. ССР, представляющие из себя рапорты военачальников Черноморской береговой линии периода Кавказской войны.

Вот, что сообщают рапорты о помощи некоторых убыхов в возвращении гарнизону форта Навагинский потерянного в боях орудия, что говорит о противоречиях в среде самих горцев: «…12-го апреля сочинские дворяне и его племянник Леланхой Чизма сообщили воинскому начальнику форта Навагинского подполковнику Посыпкину, что горцы ждут только хорошей погоды, чтобы стреляние из 4-х орудий по башне, устроенной на горе; они присовокупили, что два орудия уже привезены в ближайший аул и что также делаются лафеты для перевезения (так в документе, — В.В.) других двух взятых с корвета Месемврия (так в документе, — В.В.) и лежащих на берегу моря в пяти верстах от форта. Орудия эти были до сего зарыты на берегу в песке»8. «Воинский начальник штабс-капитан Ковалевский, офицер смелый и распорядительный, старый кавказский служивый, хотя недавний на восточном берегу, решился овладеть этим орудием тихомолком или открытой силой. 18 июля, до рассвета, он вышел из укрепления с командою из 150 низших чинов. Убыхский дворянин Пата Чизма, оказавший уже несколько услуг, но всегда подозреваемый в двойном шпионаже, был проводником. Орудие найдено в лощине, поросшей кустами, в нескольких саженях от аула, где в прошлом году стояло сборище убыхов во время пребывания в укреплении Навагинском. Штабс-капитан Ковалевский, имевший с собой запас верёвок, немедленно взял это орудие и возвратился благополучно в укрепление. Горцы прибежали на место, когда команда спускалась уже от башни к укреплению и после пустой перестрелки рассеялись <…>; настоящее предприятие убыхов против укр. Навагинского, ровно, как и многие другие обстоятельства показывают, что дух этого враждебного и непримиримого племени значительно упал в последние времена»9.

Из копии рапорта начальника Черноморской береговой линии генерал-адъютанта Анрепа от 12 сентября 1842 года за №139 – командиру Отд. Кавк. Корпуса генералу Головину:

«… В укреплении Навагинском я узнал, что бедного Пата Чизма, убыхского дворянина, который уже столько оказал нам услуг и был главным проводником в последней экспедиции из укрепления для взятия орудия, соплеменники его повезли к Хаджи Магомету, полагая, что тот, по дару пророчества, узнает действительно ли Пата виновен в измене. Один дворянин Берзек Занкери, племянник Хаджи Берзека, говорит, что может быть Пата не возвратиться более на Родину, где он последнее время составил сильную партию в нашу пользу. Во всяком случае, говорит он, нас 50 человек Берзеков, готовы изъявить с подвластными покорность русскому царю и принесём её, хотя бы для того нужно было уничтожить или прогнать старого Хаджи Берзека, который уже столько навлёк нам бедствий своим упрямством»10.

Пересматривая карты времён Кавказской войны, мне удалось обнаружить на карте генерального штаба Британской империи 1855 года, на левом берегу реки Сочи обозначение аула Tchizma (Рис. 8, 9). Сопоставляя её с современной картой, можно определить, что он находился на месте нынешнего микрорайона , в окрестностях кинотеатра «Сочи».

Рис. 8
Рис. 9

Однако следует отметить, и это окончательно подтверждает предположения, что ещё два аула рода Чизмаа (Чизмаа Ахмета и Чизмаа Мисоста) на карте из книги Кишмахова М. Х.-Б. «Проблемы этнической истории и культуры убыхов» отмечены на правобережье реки Сочи. Они соответственно находились в верхней части села Барановка и верховьях ручья Хлудова11. Логически можно с уверенностью предположить факт постройки галер именно на нынешней Мамайке, побережье которой могло выглядеть соответственно прилагаемой иллюстрации (Рис. 10) из книги Martel E.-A. La Côte d’azur Russe. Riviera du Caucase.

Рис. 10

Таким образом, подводя некоторые итоги, на основании имеющихся исторических документов можно отметить, что народ убыхов, несмотря на свою малочисленность, обладал прекрасными навыками, как мореходства, так и кораблестроения.

Список использованных источников и литературы

  1. Инал-Ипа Ш.Д. Этнографический очерк: мореходство абхазов
  2. Инал-Ипа Ш.Д. «Убыхи». Сухум-2015 С. 306
  3. Инал-Ипа Ш.Д. «Убыхи». Сухум-2015. С. 307
  4. Архив князя Воронцова. — Кн.39
  5. Самир Хотко: «Черкесское пиратство», 2008
  6. Инал-Ипа Ш.Д. «Убыхи». Сухум-2015. С. 298
  7. Ворошилов В.И., «Топонимы российского Черноморья». Сочи-Майкоп 2005. С. 143
  8. ЦГВИА, Р-ВУА, д-6470 (№-2), л. 39; Архив СоРГО, д-2016, л. I
  9. ЦГВИА, Р-ВУА, д-6470 (№-2), л. 124; Архив СоРГО, д-2016, лл. III, IV
  10. ЦГВИА, Р-ВУА, д-6470 (№-2), л. 107; Архив СоРГО, д-2016, лл. IV, V
  11. Кишмахов М. Х.-Б. «Проблемы этнической истории и культуры убыхов». Сухум-Карачаевск — 2012. С. 347