Вера Штейп — младший ребенок в семье Владимира Рудольфовича и Веры Константиновны Штейпов. Родилась она в Москве 1 апреля 1890 года. Семья своей квартиры не имела, а снимала жилье. Вера родилась, когда семья жила на Спиридоновской улице. Поэтому за ней закрепилось шутливое имя «Донька-Спиридонька». Володю в детстве звали Воля, Николая — Коля, а Веру — Доня, что по-хохляцки значило дочка. В восемь лет Веру отдали в частный пансион Гросмана. Там она проучилась один год. После переезда семьи в Аптекарский переулок, Веру перевели в гимназию имени Варюши фон Дервиз в Гороховском переулке. В то время казённых учебных заведений в Москве было мало. Все гимназии и пансионы были частные. Классическая гимназия имени Варвары Павловны фон Дервиз была основана в 1881 году Верой Николаевной фон Дервиз в память о безвременно ушедшей дочери.
В 1902 году из-за болезни жены Владимир Рудольфович на аукционе купил участок в Сочи и начал строить дачу. Пока дача строилась семья жила в доме Долгова у подножия горы Батарейки на Александровской улице. В Сочи Вера занималась музыкой с ученицей Рубинштейна Шелеховой, а когда переехали в свою дачу — с матерью архитектора Бонкера.
Когда жили в доме Долгова, дети Штейпов ходили в библиотеку к Екатерине Павловне Майковой. Жила Майкова недалеко от Штейпов на улице Михайловской. На зиму Майкова уезжала в Петербург, а дом оставляла на Аллу Фёдоровну Каракаш. В доме Майковой помещался Кавказский Горный Клуб, одним из основателей которого был её сын Василий Константинович Константинов. Верин брат Володя часто бывал там. На зиму дети уезжали в Москву, где учились, а мать оставалась в доме одна с прислугой. Заправляла всеми делами Настя Филюшкина. Рядом с дачей Штейпов располагался курорт «Кавказская Ривьера». Отдыхающие, которым было вредно питаться ресторанными блюдами, часто обедали у Штейпов, каждый год около двадцати человек. Это давало семье дополнительный доход.
Замуж Вера вышла в 1911 году за Акима Никитовича Айвазова, сына Никиты Анисимовича Айвазова, который вместе с германским поданным Ф.И. Гарбе являлся первым доверенным лицом по управлению посадом Даховским, как в то далёкое время назывался город Сочи. Армянин по национальности, турецкий подданный, отец Акима за свою честность и справедливость любовь и снискал уважение жителей посада Сочи, где он поселился ещё до Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В своей книге «Сочи. Люди и судьбы»сочинский краевед С.Н. Щербаков пишет, что Н.А. Айвазова похоронили на сочинском кладбище, провожать его в последний путь пришла тысячная толпа во главе с городским старостой и руководителями общественных организаций .
Помолвка Веры и Акима состоялась летом 1910 года в Сочи, а свадьба была зимой в Москве. Отца у Акима к тому времени уже не было (умер он в 1909 году), остались лишь только наследники Айвазовы. На свадьбу в Москву жених приезжал вместе со своим товарищем и его женой . А на помолвку в Сочи приезжал отец Веры Владимир Рудольфович. Венчались молодые в Москве в церкви у Никитских ворот, а свадебный вечер устроили в ресторане на Киевском вокзале, откуда молодые уехали в свадебное путешествие в Одессу. С Акимом Никитовичем Айвазовым Вера прожила шесть лет с 1911 до 1917 года.
Семья Айвазовых жила в собственном доме в нижней части города Сочи рядом с Народным домом , при котором работал любительский театр Общества Пособия Бедным. В этом театре служил брат Акима Тигран, который впоследствии стал заслуженным артистом Армянской ССР. В театре кроме профессиональных артистов работали и артисты-любители, в основном сочинская знать: жена шоссейного инженера Гофман, хозяйка Гранд-отеля генеральша Буш и др. Женские роли в комедиях Островского играла Нефёдова, которая жила на Хлудовской стороне в даче за Хлудовским парком. Верин брат Николай Штейп вспоминает, что в одной из пьес он сыграл кадета, Тигран сыграл офицера с роковым взглядом, а Надежда Романовна Чипадзе сыграла барышню. В музее города Сочи сохранилась афиша с этого представления, а также фотография Надежды Чипадзе.
С детства Вера обладала красивым голосом. Будучи гимназисткой, она исполняла на семейных вечерах старинные романсы, а позже училась пению у знаменитого итальянского певца Умберто Мазетти. Однако отец был против увлечения дочери пением и забрал её из консерватории. В Сочи у Веры было много поклонников. В молодости она часто выступала перед сочинской публикой. Коронным гвоздем её программы был романс «Чуть задумаюсь я о былом».
В Пушкинской библиотеке города Сочи сохранилась программа литературно-вокально-музыкального вечера за 9 марта 2013 года. Тогда Вера Владимировна была уже замужем за Акимом Айвазовым и в программе значилась как В.В. Айвазова. На вечере она исполняла арии из опер.
В 1912 году умирает Вера Константиновна Штейп. После смерти матери Вера с Акимом остаются жить в Сочи. Здесь в 1912 году у — Веры рождается Первенец — сын Володюшка, который вскоре умирает от болезни. Летом 1914 года у Веры и Акима появляется на свет второй сын Леонид .
В Сочи семья Айвазовых успешно занималась торговлей. В 1911 года путеводителе «Сочи и его окрестности» приводится реклама их торговой фирмы, которая существовала с 1866 г. года. Н.В. Штейп вспоминает, что незадолго до Февральской революции Акима Айвазова назначили торговым представителем в Сочи по пивным делам от Невского завода. На его имя должны были посылать пиво и воды. По коммерческим делам супруги Айвазовы приезжали в Москву и останавливались у него на Селекционной станции в Петровском-Разумовском, где он проходил практику. В этой поездке с родителями был маленький сынишка Ленька с нянькой .
Жили молодожёны в айвазовском доме. Семья у Айвазовых была большая: тётки, братья, сёстры. Отец Акима был дважды женат. От первого брака у него были дети: Аким и Лиза. Другие дети были младше, двенадцати, тринадцати лет. В даче Штейпов никто не жил, она оставалась за отцом, который женился во второй раз и жил с новой женой в Новогирееве. Владимир Рудольфович продал дачу после Февральской революции 1917 года. Купил дачу богатый подрядчик по строительству, который строил дачи в Сочи. После Октябрьской революции дачу у него конфисковали. Там расположилось курортное управление города Сочи. Во время строительства Сталинского проспекта (нынешнего Курортного проспекта) дачу Штейпов снесли.
В 1917 году, после того, как первый муж уехал в Турцию, Вера вышла замуж во второй раз — за Ивана Антоновича Асмаяна. Отец Ивана Антоновича окончил Ростовское мореходное училище. Он был не турецкий, а нахичеванский армянин из-под Ростова-на-Дону. Сам Иван Антонович получил среднее образование, выучился на счетовода. Отбывал воинскую повинность. Был прапорщиком запаса.
Во время гражданской войны Иван Антонович приехал в Сочи и устроился работать во «всеобуч» в качестве преподавателя военной подготовки как бывший офицер. Вера выступала тогда в сочинском клубе. Потом Вера с мужем переехала жить в Сухуми, где пела в оперетте, а Иван Антонович работал руководителем при карточных играх в клубе .
После смерти отца в 1922 году Вера с Иваном Антоновичем возвращается в Москву в дом Владимира Рудольфовича в Новогиреево, где занимает одну комнату. В Москве Иван Антонович устроился работать в Моссельпром. Тогда в годы НЭПа были ограничения с продуктами. Однажды Иван Антонович продал одному покупателю больше положенного. За это его арестовали и выслали в Новосибирск. Вера Владимировна отправилась в ссылку вместе с мужем. Родственники называли её декабристкой.
В жизни на долю Веры Владимировны выпало ещё одно испытание. Вот что вспоминает Зинаида Николаевна Френк (ур. Штейп): «Сын её, Леонид Акимович Айвазов, учился в то время в ФЗУ при заводе «Компрессор»на шоссе Энтузиастов. В 1932 году, когда ему ещё не было 18 лет, его арестовали и дали страшную политическую статью 58/101114. Статью дали только за то, что он дружил с молодыми людьми из бывших дворян. Вся семья к тому времени была уже арестована. Кроме того, при обыске нашли в его доме охотничье ружье. Сказали тогда ему: «Вы же могли Сталина убить».
По иронии судьбы Леонид Айвазов в детстве встречался со Сталиным в Сочи. Дом Сергея Карловча Старка, где гостили Вера Владимировна с сыном, находился на Виноградной горе через дорогу от дачи лесничего Васильева, куда приезжал отдыхать Сталин. Маленький Лёня, когда гулял, помогал Сталину на охоте собирать убитых птиц, а тот учил мальчика грузинским песням.
С большим трудом Вере Владимировне удалось освободить сына через год, но условно, с запретом жить в крупных городах. В 1935 году он смог вернуться в Москву и устроился работать на завод «Мособлдортранс». Сначала жил в общежитии, потом в Новогирееве, в своём доме. Жена его рано умерла, оставив ему четырех дочерей — Римму 1936, Людмилу 1937, Аллу и Веру 1939 1946 года рождения. Воспитанием внучек занималась Вера Владимировна, заменив им мать. Была она женщиной энергичной, жизнерадостной и весёлой. Ей хватало времени на всех. Несмотря на все жизненные невзгоды, Вера Владимировна смогла вывести внучек в люди, сделать их достойными людьми.
Вера Владимировна поддерживала родственные связи с многочисленной московской родней. В шестидесятые годы 20-го столетия она выхлопотала жильё в Москве своему брату Владимиру Владимировичу Штейпу, когда его реабилитировали после 30-ти лет ссылок и лагерей. Она часто навещала другого своего брата Николая Владимировича в подмосковном посёлке Фирсановка . Приезжала всегда с гостинцами. Как в молодости пела старинные романсы на домашних концертах .
Умерла Вера Владимировна в мае 1975 года в Москве. Похоронена она на Ваганьковском кладбище в одной могиле с мужем Иваном Антоновичем Асмаяном и сыном Леонидом Акимовичем Айвазовым.
PS
Недавно мне стало известно, что предки сочинских Айвазовых жили в Крыму. В Интернете имеется информация о том, что симферопольский чиновник Марк Айвазов в 1859 году сделал пожертвования на строительство пещерной церкви святого Марка. Именно он просил освятить церковь в честь своего небесного покровителя — святого апостола Марка. Он же построил ещё несколько храмов на территории Крыма, и все они были названы в честь апостола Марка .
Пещерная церковь святого Марка входит в состав Свято-Успенского мужского монастыря, являющегося одним из пещерных монастырей Крыма, основного центра православия на полуострове в период Крымского ханства. Расположен монастырь в отвесной скале возле Бахчисарая. Сам же Марк Айвазов похоронен на старом монастырском кладбище .
Имя сына Марка Айвазова Анисима Марковича Айвазова упоминается в «Известиях Таврической Учёной комиссии» (№55.Симферопль. 19018), а именно в статье известного исследователя Крыма Арсения Ивановича Маркевича «Некрополь Симферополя. Старое христианское кладбище в Симферополе». Там об Айвазовых дословно написано следующее: «Айвазов Анисим Марк. Губ.с. Ск. 29 сент. 1853 г. на 27 г. от рождения — Айвазова Алекс. Як., Жена тит. Сов. Сконч. 24 марта 1862 г. на 31 г. от рождения».
Подготовлено Геращенко Е.К. по материалам Н.В.Штейпа, З.Н.Френк и семейного архива.
Какой замечательный материал! Спасибо огромное Елене Казимовне за её талантливые, строго документированные краеведческие исследования. Её усилиями нам теперь ближе и знакомее люди, оставившие заметный след в истории и культуре Сочи.
Эту статью я раньше публиковала в Сочинских новостях.рф, но получив новый интересный материал, я не смогла промолчать. Поэтому дополнив ее новой информацией, отослала в Сочинский краевед. Спасибо за комментарий.